Борисовские рабочие рассказали о своих коллегах с МАЗа и «загадках» Анатолия Капского.
Анатолий Капский един в трех лицах, пишет belaruspartisan.org. Для большинства он — успешный футбольный менеджер, подаривший болельщикам бессменного чемпиона страны БАТЭ. Менее известно то, что за ним есть еще две должности: генеральный директор одноименного с футбольным клубом завода и руководитель холдинга из одиннадцати заводов «Автокомпоненты».
Где его главное призвание? Ответ можно найти в одном из интервью:
«Скажу честно, я в клубе ничего не получаю. Даже премиальных за Лигу чемпионов. Живу, простите, с голой ж…ой уже 50 лет», — сказал Капский.
Скандальное признание о нехватке одежды на определенных частях тела спишем на склонность к сильным преувеличениям, но на промышленном поприще Анатолий Капский — аутсайдер. Когда в ноябре нынешнего года Лукашенко вручал ему орден Почета, в Борисове многие недоумевали: «А за что? За то, что БАТЭ досрочно вылетел из европейского турнира чемпионов или за развал завода?»
Болельщикам, как известно, характерны крайние проявления эмоций. Но слова о развале завода возникают не случайно. Если бы не поддержка из бюджета в 21,7 миллиона долларов по указу от 26 мая нынешнего года (и поддержка не единственная), то предприятие, как выражаются в определенных кругах, могло бы склеить ласты.
Почему бюджетную поддержку получает БАТЭ и другие заводы холдинга «Автокомпоненты», а не иные убыточные предприятия, которых достаточно много в Борисове, остается без ответа.
Город Борисов лидирует в Минской области по величине убытков от промышленности. Существует версия, что поддерживают их исключительно из-за футбольной известности. Экономическая целесообразность может существовать лишь в дальнем прицеле на кооперацию с заводом, который будет выпускать китайские автомобили. Но это из области промышленной фантастики.
Доля БАТЭ в бесславной арифметике существенна. В прошлом году она равнялась 188 миллиардам неденоминированных рублей. Вопреки советам либеральных экономистов предприятие упорно подпитывают незаработанными ими деньгами.
Уже совсем скоро, в 2018 году часть 10,7 миллиона долларов США надо будет вернуть государству. Откуда они возьмутся?
Не менее грустная история и у борисовского завода — «Автогидроусилитель», также входящего в холдинг. Это одно из самых убыточных предприятий Борисова. По итогам первого полугодия текущего года чистый убыток здесь составил 37,1 млрд.
Рабочие «Автогидроусилителя», с которыми я встретился в Борисове, недоумевают, откуда берутся такие убытки. Пока что их продукция идет нарасхват. Склады пустые, запасов нет. От проходной завода ежедневно отъезжают нагруженные гидроусилителями, насосами и другими узлами громадные фуры на российские автозаводы, в первую очередь, КАМАЗ.
У рабочих своя версия, после насильственного включения ОАО в холдинг, все, что производит «Автогидроусилитель», реализуется через торговые дома БАТЭ. И эта управляющая кампания распоряжается чужими плодами труда в свою пользу.
Когда я спросил о величине возможной тринадцатой зарплаты, рабочие невесело хохотнули.
— О чем вы говорите?! Нам уже несколько лет даже премии к Дню машиностроителя не дают. Основные производственные рабочие получают около трехсот доларов в месяц. Мы даже нищим в доходах проигрываем!
Насколько мне известно, на МАЗе, убытки которого в нынешнем году могут превысить триллион рублей, готовятся тем не менее выплатить тринадцатую зарплату.
— МАЗ — завод огромный, их боятся, вдруг бунт вспыхнет. А нашего недовольства в расчет не берут.
В конце прошлого месяца ОАО «Автогидроусилитель» посетил Анатолий Капский. Для встречи с коллективом. Рабочих инструктировали: генеральному директору лишних вопросов не задавать.
Наказ был не только выполнен, но и перевыполнен. Когда Анатолий Капский предложил задавать вопросы, зал молчал. Единственное, что перед этим, услышав о средней зарплате по заводу в 400 долларов, дружно загудели. А потом в курилках недоумевали, откуда, с какого потолка Капский мог взять цифры о зарплате и о росте производительности труда на 110 процентов?
Загадки из уст Анатолия Капского остались для рабочих неразгаданными.