Из-за драконовских законов властей товар для ИП стал «золотым».
Ксения Кузьмина из Барановичей, владелица магазина бижутерии, рассказала intex-press.by, во сколько ей обошлось открытие бизнеса, где она закупает товар и почему пришлось закрыть одну «точку» и отказаться от продавца.
К открытию магазина готовилась полгода
Мои родители с 2007 года торговали на Алексеевском рынке кошельками и ремнями, поэтому я хорошо знала торговлю изнутри. Но, закончив в 2012 году университет, я пошла работать по специальности. Работала бухгалтером, зарплата была маленькая, а мне хотелось зарабатывать больше. В итоге я поняла, что не хочу работать на кого-то – только на себя. Подметила, что в Барановичах мало магазинов с большим выбором бижутерии, аксессуаров для волос и шарфов, и в 2014 году предложила родителям расширить бизнес – заняться бижутерией.
Начала с поиска помещения. Разместила в интернете объявление, на которое отозвались арендодатели из еще не открытого супермаркета на улице Парковой. Место было удачным – рядом
БарГУ, где много студенток, и полное отсутствие конкурентов. Месячная аренда – 355 евро. Для 2014 года это было нормально.
К открытию магазина готовилась полгода. Оборудование искала в интернете. Оно было дорогое: одна панель для бижутерии стоила 75 долларов, один крючок для украшений – 1 доллар. Стеклянные витрины я покупала в Барановичах: за одну – 400 долларов. Только на оборудование ушло около 2,5 тысячи долларов.
Регистрироваться как ИП мне не пришлось – оно было открыто у моего отца, и я стала работать вместе с ним. Зарегистрировала лишь в горисполкоме торговый объект, установила терминал, кассовый аппарат, завела Книгу учета выручки, Книгу жалоб и предложений и Книгу проверок.
В 2014 году сопроводительные документы на товар еще не требовались, поэтому купить бижутерию можно было в Москве в оптовых торговых центрах. Более дорогой товар заказывала в российском интернет-магазине. Все брала в одном экземпляре, так как не знала, что понравится людям.
На открытие бизнеса у меня ушло около 10 тысяч долларов. Своих денег у меня не было, финансово помогали родители.
Раньше ездила за товаром два раза в месяц, сейчас – раз в полгода
Со временем открыла вторую «точку» в одном из барановичских торговых центров. Но в сентябре этого года магазин на Парковой пришлось закрыть – покупательная способность клиентов упала. К тому же возникла проблема с поставщиками: с 1 июля 2014 года на привезенный товар стали требовать сопроводительные документы, пришлось закупаться у поставщика в Минске. Конечно, можно было по-прежнему покупать товар в России. Но было много бюрократической волокиты и стоило это очень дорого – товар по цене становился золотым. Пришлось оставить один магазин, где арендная плата была значительно ниже, и отказаться от продавца – торговать в магазине стала моя мама.
Закупочные цены у белорусского поставщика высокие, и мне также пришлось существенно поднять цены на товар. В то же время я прекрасно понимаю, что не могу поднимать цены сильно – люди не будут ничего покупать. И так продажи невелики: раньше я ездила за товаром два раза в месяц, сейчас – раз в полгода.
Еще год-два назад люди не смотрели на цену, а покупали то, что им нравится, сегодня клиенты выбирают то, что подешевле.
Удержаться на плаву тяжело
Причиной того, что мое дело стало развиваться довольно успешно, является, на мой взгляд, правильно выбранное место для магазина и хороший ассортимент товара. К тому же мне повезло, что в этой сфере работали мои родители – я понимала суть бизнеса и знала, как нужно работать.
В настоящий момент я хочу пережить кризис и сохранить свой бизнес. Сейчас работать в ноль – это уже хорошо. В будущем хотелось бы открыть фирменный магазин одежды и заниматься бижутерией и одеждой одновременно.
Начинающим бизнесменам я бы не советовала открывать бизнес, связанный с продажей мелкого товара, пока не стабилизируется экономическая ситуация. Сейчас тяжело не только раскрутиться, но и удержаться на плаву.