Сохранение смертной казни в стране — принципиальная позиция белорусского диктатора.
Беларусь стоит на пороге отмены смертной казни. Об этом бывший председатель Конституционного суда, бывший генпрокурор Григорий Василевич сообщил 13 декабря на международной конференции «Отмена смертной казни и общественное мнение», сообщает euroradio.fm.
«Криминогенная ситуация сейчас такова, что мы можем отказаться от смертной казни. С одной оговоркой — сохранить эту меру для преступлений террористической направленности», - заявил Василевич.
По его мнению, Совет Европы сделал ошибку, когда в 1997 году лишил Беларусь статуса спецприглашенного после референдума 1996 года. Это, полагает Василевич, лишило Беларусь возможности контактировать с Европой и перенимать тамошний опыт. Он посоветовал, чтобы первый шаг навстречу белорусским властям сделал именно Совет Европы — восстановил для Беларуси статус спецприглашенного. Возможно, это подтолкнет белорусские власти к введению моратория на смертную казнь.
Накануне мероприятия докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по ситуации в Беларуси по политическим вопросам и демократии Андреа Ригони предложил властям ввести мораторий на год и посмотресть, как изменится ситуация.
Правозащитник Олег Волчек рассказал racyja.com, убедят ли западные политики белорусские власти, что стране нужно отказаться от смертной казни.
— Мне кажется, что сохранение смертной казни в стране — принципиальная позиция белорусской власти. Двадцать лет назад на референдуме белорусы высказались за высшую меру наказания, и теперь никто не хочет возвращаться обратно. Мол, не надо идти вопреки волеизъявлению народа. Но за 20 лет выросло новое поколение, и неизвестно, как люди сейчас бы выразились. Впрочем, пока их никто и слышать не хочет.
— А прислушиваются власти к голосу общественности, к тем компаниям, которые проводятся за отмену смертной казни?
— Не только не прислушиваются, а как будто показывают — вы говорите все, что угодно, а мы в ответ расстреляем еще больше. Вот вам яркий пример. В октябре правозащитники провели «Неделю против смертной казни», а примерно через месяц расстреляли сразу трех осужденных. Поэтому позиция остается неизменной в этом вопросе, и повлиять на нее пока никто не может. Так, в рамках каких-то международных конференций диалог вроде бы идет, но не более того. Конкретных шагов нет. Тем более, Европа на официальный Минск уже вообще перестала давить, так он делает так, как считает необходимым.
— Мораторий на смертную казнь — предмет торговли?
— Наличие высшей меры наказания прежде всего бьет по имиджу страны. Вот что должны понять власти, когда они рассчитывают на каких-то западных инвесторов. Но, как говорится, не хотят наступить на горло собственной песне.