Белорусские власти вернулись к дискуссии с Советом Европы по введению моратория на смертную казнь. Спецдокладчик ПАСЕ предложил ввести его на год, но ответа не получил.
Активное сотрудничество с Советом Европы
Совет Европы и Беларусь за последние годы «наладили не просто диалог, но хорошее и активное сотрудничество», заявил сегодня на конференции по проблематике смертной казни. директор по политическим вопросам Совета Европы Александр Гессель.
«Мы считаем, что со временем, в будущем, и ваша страна присоединится к СЕ, который является большой европейской семьей. А Беларусь европейская страна. Нам кажется, что ее место, безусловно, в рядах нашей организации», - отметил Гессель.
Он считает вопрос смертной казни принципиальным для двухсторонних отношений. «Мы надеемся, что в ближайшем будущем Европа сможет полностью стать континентом, свободным от смертной казни. И ключ к решению этой проблемы лежит в Минске. Поэтому мы обращаемся к властям вашей страны с просьбой поступательно идти к отмене смертной казни», - подчеркнул Гессель.
Представитель СЕ пообещал помощь в изменении общественного мнения по отмене смертной казни и пояснил, что вопрос не решаться на референдуме: «вопросы смертной казни должны решаться властями, в конце концов парламент и президент избираются всенародным голосованием, им выдается часть суверенитета, который они могут и должны использовать».
Черная дыра Европы
Черная дыра в Европе — это Беларусь, которая не в Совете Европы и применяет смертную казнь, заявил спецдокладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Андреа Ригони. Он предложил ввести мораторий на смертную казнь на год и посмотреть, как это изменит ситуацию в стране.
Он напомнил, что в Беларусь лишена статуса специального приглашенного в ПАСЕ уже 19 лет из-за применения смертной казни. «Мы не просим Беларусь менять свои привычки, традиции, законы и отношения со своими гражданами. Но давайте хотя бы сделаем первый шаг, чтобы Беларусь смогла вернуть статус специального приглашенного», — отметил спецдокладчик.
Эту идею поддержал и председатель РОО "Белорусский Хельсинкский комитет" Олег Гулак. «Введение моратория — тот шаг, который мог бы примирить сторонников и противников смертной казни. Этот тот нейтральный шаг, который всех бы удовлетворил», - подчеркнул правозащитник.
Четыре смертных приговора за год
За год в Беларуси были приведены в исполнение четыре смертных приговора, заявил координатор кампании «Правозащитники против смертной казни» Андрей Полуда. Он высказал беспокойство о судьбе Сергея Острикова, «который на данный момент остается последним приговоренным в «коридоре смерти».
Правозащитник отметил, что Комитет ООН просит не применять казнь в отношении заключенных, чьи дела у них на рассмотрении, однако Беларусь на эти просьбы не реагирует.
В свою очередь представитель Правозащитного центра «Вясна» Валентин Стефанович предложил белорусским властям дать ответ, будут ли сделаны какие-то шаги в направлении отмены смертной казни.
«Возможно, пока мы не подступились непосредственно к введению моратория, но гуманизация законодательства постепенно происходит», - ответил начальник управления общеевропейского сотрудничества МИД Беларуси Андрей Бушило.
Представитель МИД также обратил внимание на то, что белорусы уже не так однозначно высказываются в поддержку смертной казни. В качестве доказательства чиновник неожиданно привел результаты весеннего опроса лишенного в Беларуси регистрации и приостановившего работу после давления властей Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс). По озвученным белорусским дипломатом данным НИСЭПИ, смертную казнь поддерживают только 51,5% респондентов (противоположного мнения придерживаются 36,4% белорусов – БДГ). В свою очередь директор аналитического центра ЕсооМ Сергей Мусиенко заявил, что 70% белорусов против отмены смертной казни, но отказался сообщить когда проводился опрос и с какой формулировкой вопроса.
Справка БДГ
На референдуме 1996 года, по официальным данным, 80% пришедших на избирательные участки белорусов проголосовали за сохранение смертной казни (консультативный вопрос). В Конституции Беларуси сказано, что «смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда».
Глава парламентской рабочей группы по проблематике смертной казни Палаты представителей Андрей Наумович не уверен в позиции своих коллег по вопросу моратория на смертную казнь. Депутат предостерег, что если «позиция не будет принята, мы этот вопрос отодвинем еще на несколько лет».
«Здесь должна быть проведена достаточно серьезная работа», — сказал он.
По данным парламентария, большинство его избирателей на встречах высказываются за сохранение смертной казни. И высказался за мораторий, а не отмену этого вида наказания. При этом на прямой вопрос о собственной позиции, депутат сказал: «я против смертной казни».
Бывший председатель Конституционного суда Григорий Василевич выразил мнение, что Беларусь стоит на пороге отмены смертной казни и посетовал, что в свое время этот процесс застопорился. «Криминогенная ситуация сейчас такова, что мы можем отказаться от смертной казни. С одной оговоркой – сохранить эту меру для преступлений террористической направленности», – сказал профессор Василевич. Он призвал Совет Европы вернуть Беларуси статус специально приглашенного, которого она лишилась после референдума 1996 года.
Ведущие религиозные конфессии Беларуси придерживаются позиции отмены смертной казни или по крайней мере введения на нее мораторий. Как пояснил председатель Синодального информационного отдела Белорусской православной церкви протоиерей Сергей Лепин, есть консенсус, что «христианин не может быть палачом», но «вопросу отмены смертной казни мешает некоторая политизированность» – церковь стремится дистанцироваться от политики.
Без права на ошибку
Одним из основным аргументом светских противников смертной казни является возможность судебной ошибки. Как отметил в ходе дискуссии Александр Гессель, бедные люди имеют меньше возможности нанять хорошего адвоката, что вместе с несовершенством судебной системы расширяет неравенство возможностей защищаться от обвинений по сравнению с более состоятельными людьми. «Права меньшинства должны соблюдаться – это отличает демократию от демократического централизма», – подчеркнул директор по политическим вопросам Совета Европы.
Представитель БХК Гарри Погоняйло, который ранее работал судьей, отметил что в настоящее время в Беларуси в качестве альтернативы смертной казни имеется пожизненное заключение. По словам правозащитника, в самом законе нет критериев в каком случае нужно применять смертную казнь, а пленум Верховного суда дает разъяснения, из которых следует, что заменять смертную казнь на пожизненное заключение нужно лишь при определенных условиях. Погоняйло критиковал такую интерпретацию.
Директор Просветительского учреждения «Центр правовой трансформации» юрист Ольга Смолянко отметила недостаток общественного обсуждения темы отмены смертной казни. По ее мнению, государство должно стать площадкой или создать площадки для формирования общественного мнения по данному вопросу и задействовать для этого экспертный потенциал структур гражданского общества.