Минск и Москва могут урегулировать споры вокруг долга Беларуси за российский газ и объемов поставок нефти.
"Коммерсанту" удалось выяснить возможные условия компромисса. По данным газеты, Минск готов оплатить $425 млн долга за газ, если получит новые транши кредита из антикризисного фонда ЕврАзЭС. Кроме того, Беларусь хочет новых льгот в виде $300 млн ежегодной компенсации за высокие цены на газ.
Посол России в Минске Александр Суриков вчера заявил, что вопросы по поставкам нефти и газа между Беларусью и Россией будут разрешены до 20 декабря. "Тупик рассасывается,— считает он.— И буквально днями все проблемы, связанные с нефтегазовыми делами, будут разрешены к удовлетворению двух сторон".
Речь идет в том числе о разногласиях Москвы и Минска по стоимости российского газа и объемам поставок нефти из РФ. Из-за разных подходов к расчету цены газа Беларусь оказалась должна "Газпрому" за первое полугодие около $300 млн, которые обещала оплатить до 20 октября, но так и не перевела деньги. В качестве давления на Минск РФ снизила поставки нефти (в 2016-2024 годах должны составлять 24 млн тонн в год). С середины года ежеквартальные объемы упали до 3,5 млн тонн, а с октября — до 3 млн тонн.
"Будут нормальные расчеты за газ — будут нормальные поставки нефти. Откорректируем баланс, и снимутся все вопросы",— отметил вчера Суриков. График на первый квартал 2017 года действительно предполагает рост транспортировки нефти в Беларусь до 4,5 млн тонн нефти, подтвердил советник президента "Транснефти" Игорь Демин.
По словам Демина, вчера на совещании с участием глав "Гомельтранснефть Дружба" Сергея Сосновского и "Полоцктранснефть Дружба" Василия Дроботова было решено, что "Транснефть" до 23 декабря предоставит Минску позицию по тарифам на прокачку. Новая ставка начнет действовать 1 февраля 2017 года.
Подвижки в переговорах связаны с новыми предложениями Беларуси по погашению долга за газ. Об их получении 8 декабря сообщил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, в тот же день Совет министров Беларуси заявил, что "в качестве жеста доброй воли" сделал авансовый платеж за газ. Как рассказали "Коммерсанту" источники, знакомые с ситуацией, Минск выразил готовность погасить $425 млн прямой задолженности за российский газ с начала года. Но Беларусь хотела бы в таком случае в ближайшее время получить третий и четвертый транши кредита из антикризисного фонда ЕврАзЭС.
В этом году Минск уже получил первые два транша (всего на $800 млн), общий размер одобренного фондом кредита — $2 млрд семью траншами. Во вторник министр финансов Беларуси Владимир Амарин заявил, что рассчитывает на получение $300 млн третьего транша до конца года. Глава ЕАБР (управляет средствами фонда) Дмитрий Панкин сообщил "Ъ", что совет фонда вопрос еще не рассматривал, и затруднился сказать, пройдет ли рассмотрение до конца года. В аппарате Аркадия Дворковича, Минэнерго РФ и "Газпроме" отказались от комментариев.
По данным "Коммерсанта", Россия в обмен на полное погашение газового долга обещала де-факто субсидировать из бюджета поставки газа для белорусского энергосектора со второго полугодия 2016 года по первое полугодие 2019 года. Субсидия должна составить примерно $300 млн в год, Минск настаивал на большем объеме.
Механизм предоставления субсидии должен быть следующим: Беларусь сможет зачислять в свой бюджет пошлины от экспорта поставляемой в страну российской нефти (так это происходит с выработанными из нее нефтепродуктами). Объем этой нефти будет ограничен: он должен ежеквартально согласовываться и будет учитываться в рамках общего баланса поставок, который на 2017 год составляет 24 млн тонн (то есть поставки на белорусские НПЗ снизятся). При нынешней цене на нефть "льготный объем" для формирования субсидии $300 млн может составить примерно 3 млн тонн в год.
Хотя схема в целом согласована, разногласия остаются — в частности, по словам ряда экспертов, Беларусь хотела бы увеличения поставок нефти до 26 млн тонн. Но наиболее принципиален вопрос долга: РФ требует немедленного погашения, а Минск выдвигает все новые условия.
Глава Small Letters Виталий Крюков отмечает, что споры с Беларусью по нефти и газу — неизменная часть взаимоотношений двух стран: Минск добивается выгодных для себя условий, а Москва, учитывая геополитические аргументы, идет на некоторые уступки. Но, отмечает он, Россия не готова предоставлять скидки и ищет "более мягкие схемы компенсации". Крюков отмечает: цены на нефть восстанавливаются, и Москве легче идти на компромисс.