Планам правительства так и суждено остаться планами, уверен экономист.
Белорусское правительство заявило о росте экономики в 2017 году. Оснований для таких прогнозов нет, уверен экономист Лев Марголин.
В 2017 году ВВП Беларуси должен вырасти на 1,7%, следует из постановления Совмина РБ №1008 от 8 декабря 2016 года «О реализации задач социально-экономического развития Республики Беларусь на 2017 год».
По расчетам правительства, экспорт товаров и услуг в 2017 году должен вырасти на 3,8%, а реальные располагаемые денежные доходы населения – на 1,3%. При этом, правительство хочет удержать инфляцию на уровне не более 9%.
Мнение белорусских властей заметно отличается от выводов экспертов международных финансовых институтов, сулящих Беларуси дальнейшее падение ВВП.
Заявленные правительством планы неосуществимы, считает экономист Лев Марголин.
«Уверен на 100%, что планам правительства так и суждено остаться планами, – сообщил он в интервью ucpb.org. – Если не вдаваться в детали, интересные только специалистам, то роста экономики можно достичь двумя путями: 1) ростом физических объемов 2) ростом цен на товары.
Для роста объемов нужны инвестиции. Без них сложно сохранить даже нынешний уровень. Инвестиций как нет, так их и не будет в будущем году. Может быть получится где-то перехватить пару-тройку кредитов, но они пойдут на совсем другие цели.
Что касается роста цен, то речь должна, в первую очередь идти об экспортных товарах, так как ВВП обычно считается в сопоставимых ценах. Основными экспортными товарами у нас, как известно, являются нефтепродукты и минеральные удобрения. Каких-то веских оснований считать, что они вдруг резко пойдут вверх, на сегодняшний день нет.
То же самое относится и к экспорту. Единственным источником его роста может быть только рост цен. Учитывая сокращение поставок нефти со стороны РФ, что отрицательно сказалось на экспортных поставках нынешнего года, при условии скорого окончания нефтегазовой войны с Россией, какой-то незначительный рост экспорта возможен, но не в таких объемах.
Что же касается располагаемых доходов населения, то, если среднюю зарплату по стране еще можно поднять за счет сокращения численности и роста безработицы, то в отношении реальных располагаемых доходов населения это невозможно.
Тем более, если есть стремление к сокращению инфляции».