Отношения властей Беларуси с Ираном вызвали интерес со стороны американских и европейских чиновников.
Резолюция Совбеза ООН о введении санкций против Ирана не вызвала должного резонанса в Беларуси. Прозвучало пару невнятных заявлений о том, что санкции не повлияют на сотрудничество Минска с этой страной, на том тема и заглохла.
Между тем, отмечает АФН, белорусские власти называют Иран одним из своих стратегических партнеров. В стране зарегистрированы два банка с иранским капиталом, реализуется ряд крупных проектов в отрасли, которая упомянута в резолюции ООН, да и сотрудничество с этой страной в военной сфере вызывает много вопросов.
На этой неделе Евросоюз одобрил дополнительный пакет санкций против Ирана, но и это событие почему-то прошло мимо Беларуси. Первым чиновником, которому «посчастливилось» комментировать прессе эту совсем не простую тему, стал глава Нацбанка Петр Прокопович. Впрочем, назвать комментарием высказывания Прокоповича очень сложно.
«Санкции против Ирана – целевые и направлены против финансирования производства ядерного топлива, оружия, работы нефтехимического комплекса. Контролируются только те банковские операции, которые направлены на определенные цели. Если наши банки работают в других отраслях - закупают другую белорусскую продукцию, продовольствие или товары в Иране, то санкций к ним не должно быть. Тем более, санкции направлены против конкретных предприятий и организаций. Поэтому мы естественно отслеживаем, чтобы наши банки и наши предприятия не попадали под санкции. Да и сами банки это отслеживают. Нам нет необходимости попадать под санкции», - сказал вчера на пресс-конференции глава НББ.
Но так ли все спокойно и безмятежно?
Санкции Евросоюза против Ирана предусматривают введение запрета на инвестиции и передачу технологий Ирану в области нефте- и газодобычи, а также нефтеперерабатывающей отрасли. Кроме того, ЕС усилит контроль за банковскими операциями иранских банков, воздушное пространство ЕС закроют для иранских грузовых самолетов, также появится ограничение на морские грузоперевозки и откажется от экспорта продукции, которая может использоваться Ираном в военных целях.
Как уже сообщалось, мировые нефтяные гиганты из-за односторонних санкций США против Ирана, введенных еще до резолюции Совбеза ООН, отказались от бизнеса в Иране. В частности российская Лукойл еще в марте т.г. вышла из проекта Анаран в Иране (добыча нефти) и заявила о прекращении поставок нефтепродуктов в эту страну.
После принятия резолюции Совбеза ООН Иран покинули последние крупные игроки, решив не играть с огнем: ВР и Royal Dutch Shell, а вслед за ними и Total прекратили поставки нефтепродуктов в Иран. В свою очередь крупнейшая в Испании энергетическая компания Repsol YPF S.A. заявила о своем выходе из проекта по разработке иранского газоконденсатного месторождения Южный Парс, в котором компания участвовала совместно с Royal Dutch Shell.
Даже Россия заморозила процедуру продажи Ирану комплексов ПВО С-300.
Стоит напомнить, что Беларусь проводит сейсморазведку на иранских месторождениях газа и нефти, а также готовится к началу промышленной добычи нефти на месторождении Джофеир. Данные проекты реализуются с участием белорусской госкомпании Белоруснефть, счета которой открыты отнюдь не в банках с иранским капиталом, а в крупнейших госбанках. Да и финансирование этого проекта до недавнего времени осуществлялось за счет кредитов европейских финансовых структур.
Странно, что белорусские власти не только не чешут макушку по поводу ситуации, возникшей вокруг своего стратегического партнера, но и делают вид, что живут на другой планете – готовятся к визиту Александра Лукашенко в Иран на торжественный запуск промышленной добычи нефти.
Между тем, столь подозрительная тишина, царящая в Беларуси по вопросу санкций против Ирана, уже вызвала к себе интерес со стороны американских и европейских чиновников. Пройдет еще немного времени, и Евросоюз возьмет под особый контроль не только сделки открытых в Беларуси банков с иранским капиталом, но и все операции банковского сектора страны с иранскими контрагентами, а власти третьих стран начнут досматривать отправленные в адрес иранских партнеров белорусские грузы, имея на то все полномочия согласно резолюции Совбеза ООН.
Белорусским предприятиям нефтехимии и обслуживающих их банкам и так приходится несладко на фоне экономических санкций США против Беларуси, в то время как ситуация может лишь только усугубиться из-за тотального подозрения ко всем операциям белорусского банковского сектора и действиям властей.
И никакие высказывания Прокоповича и даже Лукашенко не в силах снять эти подозрения. Беларусь может избежать обоснованных или необоснованных обвинений в сотрудничестве с Ираном в ядерной сфере и поставках оружия только в случае публикации четкого и понятного заявления Совета безопасности страны с исчерпывающим списком всех проектов, реализуемых в Иране, несмотря на все ДСП и военные тайны.
В противном случае санкции Евросоюза и США против Ирана могут больно ударить по белорусской экономике, дела в которой и без того обстоят из рук вон плохо.