С мая текущего года эксперты отмечают тенденцию к ужесточению условий ввоза белорусской животноводческой продукции на российский рынок.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко в первом полугодии посредством введения запретов на ввоз вина разбирался еще с одним российским антагонистом - Молдовой. Поэтому «белорусская тема» была отдана на откуп Сергею Данкверту из Россельхознадзора, пишет «Ежедневник».
Надо сказать, что в самом начале текущего года в отношениях белорусских экспортеров и Россельхознадзора наблюдалась настоящая оттепель. Ведомство Данкверта постепенно ослабляло контроль над ввозом белорусской продовольственной продукции. Параллельно расширялся список аттестованных в прошлом году белорусских предприятий, получивших разрешение на экспорт своей продукции в Россию. Были также сняты временные запреты с ряда поставщиков.
Так, в феврале был вновь разрешен ввоз продукции в Россию для одного из крупнейших белорусских производителей молочных продуктов ОАО «Гормолзавод №2». В марте были прощены Гомельский мясокомбинат и «Мозырские молочные продукты». В апреле сняты временные ограничения с продукции Мстиславского маслодельно-сыродельного завода и Глубокской птицефабрики. Правда, в отношении этих двух предприятий был сохранен усиленный режим контроля их продукции.
А вот далее деятельность Россельхознадзора в отношении белорусских производителей и продуктов характеризуется только репрессивными постановления и приказами. Можно их, как говорилось выше, свести к реальным проблемам у самих субъектов хозяйствования. Но не нужно забывать, что именно с мая начинается резкое охлаждение политических отношений между Беларусью и Россией, которое позже вылилось в задержку в подписании Минском документов по Таможенному союзу и газовую войну.
В мае Россельхознадзор в довесок к спискам мясо-, молоко-, рыбо- и птицеперерабатывающих белорусских предприятий, которым разрешен экспорт на российский рынок, составляет такой же список производителей и поставщиков кормов и кормовых добавок. А потом следует череда запретительных нормативных актов в отношении белорусских производителей.
Дважды, в начале и конце мая, ряд из них попадает в группу предприятий из других стран, ввоз животноводческой продукции из которых запрещается «в связи с выявлением при мониторинговых исследованиях запрещенных и вредных веществ в животноводческой продукции, поступившей в Российскую Федерацию».
В первом случае белорусские предприятия оказываются в списке вместе с компаниями из Нидерландов, США и Италии, во втором - из Нидерландов, Испании, Бразилии, Германии, Франции и Италии.
С 25 июня ведомство Данкверта вводит уже целевые ограничения на ввоз продукции из Беларуси. Под них попадают четыре крупнейших молочных комбината - в Осиповичах и Борисове, а также Березовский сыродельный комбинат и могилевская «Бабушкина крынка».
Наконец, в том же июне Россельхознадзор формирует потенциально широкое поле для своей деятельности по защите российских потребителей от белорусской продукции - спустя 25 лет после аварии на ЧАЭС начинает производить отбор проб белорусских товаров по радиологическим соображениям. Это объясняется тем, что Беларусь начала вводить зараженные земли в сельскохозяйственный оборот, а расширение сырьевой базы животноводства может стать причиной попадания радиоактивных изотопов через пищевую цепь в готовую продукцию животного происхождения.
Эксперты полагают, что в ближайшее время список запретительных или намекающих на это мер со стороны Россельхознадзора или того же Роспотребнадзора может быть увеличен. Несколько не слишком заметных и привлекающих общественность запретительных ударов по ведущим белорусским производителям продуктов питания будут весьма болезненны не только для отрасли, но и для всей экономики страны.