Центр столицы мог выглядеть совсем иначе, если бы в решающие этапы застройки предпочти другие архитектурные проекты.
В январе 2007 года в Минске, под площадью Независимости, заработал торгово-развлекательный комплекс «Столица». Бетонная пустыня, почти полстолетия приободрявшаяся лишь в дни демонстраций трудящихся да военных парадов, получила новый «укол бодрости», встряхнулась и ожила заново – по крайней мере ее недра.
О том, какой была эта знаковая площадь на протяжении своего существования и какой могла стать, – в материале издания planetabelarus.by.
До начала ХХ века, судя по карте Минска 1897 года, в западной части нынешней площади (примерно напротив построенного в 1930-х Дома правительства) располагалось обширное еврейское кладбище.
В какой-то момент на его месте возникла частная деревянная застройка, пущенная в расход при возведении правительственного здания по проекту Иосифа Лангбарда.
Хотя некоторые домишки сохранились и даже пережили войну. Например, те, что зафиксированы справа на снимках периода немецкой оккупации города.
Целый квартал каменных (!) дореволюционных зданий, находившийся напротив Красного костела, и доходных домов по улице Советской (№№ 17 и 19) сровняли с землей в 1963–1964 годах.
Последним пал пятиэтажный дом Костровицкой, в окна которого глядел бронзовый лидер пролетариата. В послевоенные годы тут размещался белорусский МИД.
Так площадь Ленина постепенно расползлась до размеров более семи гектаров, став одной из самых больших в Европе.
В 1970-х годах в сквере партерного типа в центре площади планировалось построить музей Ленина – к 100-летию вождя такие учреждения хотели воздвигнуть чуть ли не в каждой столице советских республик. Другой проект предполагал снос Красного костела и возведение на его месте широкоформатного кинотеатра.
Наконец, к концу века осознав, что получили в центре столицы (шутка ли!) десять футбольных полей мертвого пространства, минские власти объявили конкурс на лучший проект реконструкции площади Независимости. И если подземный город, по задумке, должен был включать в себя торговые и общественные площади, а также паркинг, то наружная часть создаваемого центра была полностью отдана на откуп архитекторам. И они уж постарались.
Одни предлагали спустить магистраль проспекта под землю, а сверху площадь превратить в большой сквер с искусственным водоемом по центру. Между главным корпусом БГУ и педуниверситетом проектировался огромный плазменный экран с эстрадой – его можно было бы использовать и для трансляции важных общественно-политических и спортивных репортажей.
Другой проект, наоборот, предполагал заключить трассу проспекта в прозрачный тоннель и приподнять его над пешеходной площадью.
Согласно третьему, у въезда на площадь со стороны почтамта вырастала гигантская арка между Мингорисполкомом и его Управлением капитального строительства. В ней разместилась бы общественно-представительская часть городской власти: информационный центр, конференц-залы, Музей истории Минска, а на высоте восьми метров над проспектом предполагалась стеклянная пешеходная галерея с кафе, барами и смотровыми площадками.
Еще один проект предусматривал возведение снова-таки стеклянных конструкций, но уже по центру площади. Три куба с ребром 20 метров каждый, расположенные на расстоянии 50 метров друг от друга, должны были выстроиться в линию параллельно зданию Управления метрополитена. В этих прозрачных кубах планировали прописать информационный, торгово-общественный и выставочный центры, связав каждый из них с подземной частью площади. На уровне 14 метров постройки соединялись стеклянной галереей, в которой располагалась бы зона общественного питания.
В результате над «ватерлинией» площади Независимости так и не появилось ни парков, ни сколь-нибудь существенных построек, ни монумента-факела под рабочим названием «Народу-созидателю» напротив Мингорисполкома, ни арки Независимости (наподобие Триумфальной арки в Париже или Москве) перед зданием педуниверситета, и даже саму его высотку не стали (по крайней мере пока) удлинять, как анонсировалось, 3-4-этажным силуэтным завершением с ресторанами и смотровыми площадками внутри.
Строительство подземного торгового центра было начато в 2003 году и завершилось в конце 2006-го. Журналисты окрестили его, сравнивая объемы работ, с перевернутой набок Национальной библиотекой – этот знаковый для Минска объект был сдан в эксплуатацию буквально на полгода раньше «Столицы».
Кстати, «Лучшей постройкой года» на территории стран СНГ стал не ромбокубооктаэдр, а именно подземное царство под площадью Независимости. 140 его торговых объектов, занимающих около 21 тысячи квадратных метров, по статистике, за 10 лет посетило более 60 миллионов человек – т.е. в среднем по шесть визитов на каждого белоруса или по одному – на каждого гражданина Италии, если угодно.