Кремль, наконец, понял, что сотрудничество со странами-изгоями может и для него плохо обернуться.
Об этом заявил в интервью Deutsche Welle эксперт немецкого фонда Бертельсмана Корнелиус Охман. Аналитик рассказал о том, как влияют на имидж Беларуси в Евросоюзе широкие контакты Минска с государствами, у которых в Брюсселе не самая лучшая репутация.
-- Как сотрудничество Беларуси с Ираном, Сирией, Венесуэлой воспринимают в Евросоюзе?
-- В списке партнеров Беларуси есть страны, которые, как считает мировое сообщество, поддерживают террористические организации. Евросоюз сводит связи с такими государствами до минимума. Без сомнения, тот факт, что белорусские власти сотрудничают с Ираном, Сирией негативно влияет на имидж Минска в ЕС.
В долгосрочной перспективе такое сотрудничество может иметь только отрицательные последствия для Беларуси. Ни Иран, ни Сирия не в состоянии скупать белорусскую продукцию в больших объемах, они также не могут поставить все необходимые стране товары.
Непонятно, почему Беларусь допустила регистрацию на своей территории двух банков с иранским капиталом, когда иранские банки во всем мире внесены в «черный список». Такое решение только испортит репутацию белорусской банковской системы в целом.
-- Власти Беларуси объясняют такие тесные отношения стремлением сохранить внешнеполитический баланс. Насколько это соответствуют действительности?
- Такие заявления белорусские власти делают только в целях пропаганды. В Евросоюзе с Александром Лукашенко практически никто не поддерживает контакты, а президенту важно показать населению страны, что его как политическую фигуру в мире воспринимают.
Я думаю, этим власти республики, кроме того, хотят показать Москве, что Беларусь в состоянии развивать экономику, строя отношения и с другими партнерами. Однако сотрудничество с «проблемными странами» негативно скажется и на отношениях Минска и Москвы.
-- Вы считаете, что Россия никак не заинтересована в возможных сделках Беларуси (часто приходится слышать о продаже оружия) с «проблемными странами?
- Если Россия и принимает участие в каких-либо сделках со странами-изгоями, то только нелегально. Москва недавно присоединилась к резолюции Совета безопасности ООН, предусматривающей санкции в отношении Ирана. Хотя Россия критиковала предложения ЕС и США по введению строгих ограничительных мер против Ирана, Кремль, наконец, понял, что сотрудничество со странами-изгоями может и для него плохо обернуться.