На этой неделе состоялось достаточно знаковое для белорусского госаппарата событие, которое, тем не менее, большинство экспертов обошли стороной.
Речь идет о ряде достаточно жестких заявлений нового председателя Минской области Бориса Батуры, сделанных на прошедшем в минувший четверг совещании с чиновниками областной вертикали, пишет аналитик Андрей Рубиновский на сайте ИА REGNUM.
Из заявлений минского председателя облисполкома следовало, что областные чиновники насквозь коррумпированы, занимаются приписками и отмывают свои «грязные» доходы через жилищное строительство. Мало того, он еще и обвинил правоохранительные органы в лице Комитета госконтроля и других в том, что они эти приписки покрывают.
Конечно, на фоне демократических процессов в России и Украине заявления Бориса Батуры звучат достаточно обыденно. Однако, для белорусской вертикали власти, с таким трудом выстроенной с 1994 года, подобного рода заявления звучат не просто как дерзость нового областного руководства, которое забыло, кто может «драть» республиканских чиновников публично, а как политический знак, который при определенных условиях может стать первым признаком начала конца пресловутой вертикали.
То, что Батура не просто выступил с традиционным нагоняем подчиненным от имени нового начальника, а именно подал знак подчиненной ему вертикали, следует из целого ряда обстоятельств. Во-первых, нынешний глава государства назначил Бориса Батуру председателем Минского облисполкома совсем недавно - 20 мая текущего года. Соответственно, он не сможет его снять в случае каких-либо нелояльных действий со стороны Батуры накануне выборов без скандала. Однако именно скандал на таком уровне способен разрушить вертикаль в масштабах республики. Это будет означать, что власть не в состоянии будет обеспечить прежнюю безупречную работу механизма по «подсчету» голосов.
Из этого маленького вывода следуют большие последствия - Борис Батура оказывается одним из тех немногих чиновников республиканского уровня, которых правитель не может уволить до президентских выборов без скандала. Следовательно, Батура получает достаточно серьезный рычаг влияния. Конечно, не на главу государства, а на проведение в рамках области той политики, которую он считает отвечающей нуждам избирателей области. И он, на мой взгляд, это достаточно прозрачно дал понять вертикали - что теперь они будут выполнять его команды.
Во-вторых, в силу достаточно специфических обстоятельств нынешнего состояния Бориса Батуры, о которых мы не будет здесь распространяться, при определенном развитии событий Александр Лукашенко, конечно, может пойти на скандал накануне выборов и снять его с должности. Это, конечно, да. Но вот чего не сможет сделать Александр Лукашенко с Батурой (и что является основным страхом почти всех нынешних чиновников вертикали) - так это его посадить за те или иные нарушения, которые у него найдут доблестные «мушкетеры», потому что эти действия Лукашенко будут за гранью человеческой морали и этики.
Соответственно, в-третьих, Борис Батура является одним из тех немногих в республике чиновников, которые могут не только занять личную позицию к происходящим в республике процессам, не только серьезно повлиять на предвыборный расклад сил между основными игроками, включая вертикаль и силовиков, но и на сам процесс и итоги подсчета голосов. Если аналогичную позицию займут еще несколько человек, то можно сказать, что некоторым политикам можно даже не выдвигаться.
Почему Батура вообще может претендовать на такую роль - роль человека, который может дать знак номенклатуре? Потому что он - один из немногих оставшихся в республике чиновников (остальные фамилии называть по вполне понятным причинам не будем), которые еще имеют авторитет среди чиновничьего корпуса республики: еще в 1990 году в возрасте 43 лет он возглавил министерство жилищно-коммунального хозяйства, затем два года был заместителем премьер-министра республики, после чего восемь лет возглавлял Могилевскую область. Последние два года он был формально вторым лицом в государстве - возглавлял верхнюю палату белорусского парламента. Чиновников с таким опытом нахождения на ключевых должностях в белорусском государстве наберется не более одного-двух десятков: он знает вертикаль, а самое главное - она знает его.
В результате получается следующая картина: при определенном развитии событий Бориса Батуру не смогут посадить, его смогут только уволить. А большего, в ситуации, складывающейся в республике, и не надо. Этого вполне достаточно, чтобы чиновнику такого уровня сыграть в свою игру на благо белорусского народа.
Необходимо отметить, что есть в республике небольшой, но аналогичный ряд чиновников, которые при определенных условиях смогли бы сыграть свою партию в начавшейся избирательной кампании. Особенно эффектно это могло бы выглядеть со стороны чиновников на четвертом Всебелорусском собрании. Ведь когда выйдет фигура уровня Батуры на трибуну, рот ему, как на совещании, уже не заткнешь - люди в зале слушают. А если таких выступлений будет два, а если три? Скандал, и именно на том мероприятии, которое властями расценивается как одно из ключевых в процессе легитимации «надцатого» президентского срока нынешнего главы государства.
Главное в знаке Батуры состоит в том, что в республике есть люди, которых уже нельзя в оставшееся до выборов время уволить или посадить просто так - скамейка запасных закончилась. Вопрос теперь заключается лишь в том, смогут ли эти люди грамотно распорядиться таким редким шансом ответить за все унижения, оскорбления и страхи предыдущих лет.