Фигуранты уголовного дела по статье о массовых беспорядках много работали, заботились о своих семьях, интересовались историей Беларуси и занимались волонтерством. Никто из них и не думал, что будет обвинен в подготовке каких-то насильственных действий.
Председатель Рады общественного объединения белорусов мира «Бацькаўшчына» Нина Шидловская является бывшей супругой Мирослава Лазовского, который в 90-е годы был лидером «Белого легиона».
«После распада организации все мы продолжали общаться, и многие обвиненных я знаю лично. Это ответственные люди, которые интересовались историей, культурой нашей страны, учили и помогали другим учить родной язык. Многие из них участвовали в разных мероприятиях и всегда одними из первых помогали поддерживать порядок во время акций. Это сторонники законных методов решения любых вопросов. Здоровый образ жизни, занятия спортом, любовь и уважение к истории в нашей стране сегодня интерпретируется, к сожалению, как преступление и основа для обвинения в преступлениях», – отметила Нина Шидловская.
«Полторжицкого никто из «легиона» не знает»
Что касается некого Евгения Полторжицкого, которого телеканал ОНТ представил как одного из активистов воинственной группы и который назвал Мирослава Лозовского в числе ее руководителей, ранее о нем никто из окружения Нины Шидловской не слышал:
«Я внимательно присматривалась к нему на видеозаписи, ведь я знаю многих из бывшего «Белого легиона». Этот человек к «Белому легиону» никогда не имел никакого отношения. Я вообще впервые его вижу – и не только я, но и все друзья, с которыми я разговаривала».
Шидловская утверждает, что в сюжетах госканалов о задержании «боевиков» показывали не настоящее оружие, а коллекционное или муляжи.
«То, что показали вчера по ТВ – на самом деле это сувенирные мачете, которые подарили друзья. Я восемь лет прожила в браке с Мирославом и знаю: никакого оружия у него никогда не было. При желании в нашей стране можно сделать преступника из любого рыболова или охотника! К примеру, я тоже копала огород в спецовке отца. То есть, может быть все, что угодно, и это самое ужасное. От таких фальсификаций не защищен никто», – считает зампредседателя «Бацькаўшчыны».
Возбужденное против Мирослава Лозовского уголовное дело ведется с такими нарушениями, что его адвокат намерена обратиться в генпрокуратуру.
«Он сильно избит, это подтвердила его невеста, на обыск привезли в наручниках, разрешили только попить воды. Но, по словам адвоката, держится хорошо. Слава Богу, Мирослав – человек сильный, и физически, и морально. Вместе с тем адвокат крайне обеспокоена и намерена подать жалобу генеральному прокурору и на само задержание Мирослава, и на то, что по телевизору ему приписывают», – сообщила Шидловская.
«С обыском вломились, хотя мы просили подождать хозяина квартиры»
Юлия Букштанович – невеста Виктора Данилова. Она находилась в доме жениха вместе его матерью, когда спецслужбы пришли с обыском.
«В дверь позвонили ночью, дома были только я и мама Виктора. Мы объяснили, что боимся открывать незнакомым людям, потому что уже были нападения. Тем более, что они нас обманули – по домофону сказали, будто бы идут в другую квартиру. Мы просили подождать десять минут, пока придет отец Виктора. Ждать они не стали и выбили двери – они так и остались выбитыми на ночь. Двое были с автоматами, в масках, один составлял протокол, еще двое проводили сам обыск – он продолжался более 20 часов. Забрали учебные гранаты – Виктор преподавал в школе довоенную подготовку. Потом – обыск в гараже», – рассказала девушка.
Своего жениха с тех пор она не видела.
«Сказали, что Виктор задержан и находится в СИЗО. Его привозили в квартиру, чтобы снять ролик для БТ, но увидеться нам не дали. Адвоката тоже не допустили. Сегодня разрешили передать самое необходимое: белье и средства гигиены», – сообщила участница конференции.
Юлия познакомилась с Виктором четыре года назад, когда искала помощника для поездок в детский дом. «Он очень много помогал, организации «Наши дети» и «Хочу помочь» и сейчас существуют. Виктор – настоящий защитник, он всегда заступается за тех, кто нуждается в помощи», – добавила она.
«Ребенок все еще не может отойти»
К Александре и Сергею Борсток пришли с обыском в тот же вечер.
«Наш ребенок все еще не может отойти от этого – так было страшно. Перетрясли квартиру и гараж, забрали жесткий диск, флешки и майки с вышивкой черного солнца. Сергея забрали, адвоката до сих пор не допустили. Из вещей приняли только самые необходимые. Сергей даже не был в курсе, что происходит. Ходил на работу, помогал моей бабушке, за пределы микрорайона практически не выходил», – сообщила Александра.
Лидера «Маладога фронта» Дмитрий Дашкевича его супруга Настя смогла разыскать только после продолжительных усилий.
«Все задержанные молодофроновцы в СИЗО на Володарского, к ним не допускают никаких адвокатов. Не говорили даже, где они находятся… Просто в «американке», когда принесла передачу для мужа, сказали, что его там нет. И стало ясно: он в СИЗО №1. Поскольку адвокат работала с процессом 2010 года, она, увидев происходящее, поняла: нужно ждать, пока пройдут первые трое суток. Змитру удалось передать только предметы первой необходимости. Все, что мы слышим в госСМИ – это наглый бред. Обыск у меня дома проводили без меня. Я не знаю, кто там был, кого взяли в понятые и присутствовал ли при этом муж. Все, что мы видим – для нас это дико», – заметила Настя Дашкевич.
«Искал брата сутки»
О задержании своего брата Ивана, студента архитектурного факультета БНТУ, Алексей Ковальчук узнал только в пятницу от адвоката. До этого сутки безуспешно его искал.
«Задержали вечером, когда Иван пришел домой – он живет в общежитии студенческого городка [в минском микрорайоне Малиновка]. Обыск проводился в его отсутствие. Изъяли старую военную каску, и строительные шлемы, камуфляжную одежду и берцы – Иван и увлекается историей и диггерством. Непьющий, некурящий, никогда не бывал в милиции. Он напуган и не может понять, что происходит. Не знал, куда его привезли и где он находится, пока ему не сообщил адвокат. Даже просил у сотрудников КГБ передать ему ноутбук, чтобы дописать диплом», – объяснил Алексей.
Иван не является активистом ни одной организации. «Не знаю, какое отношение к этому делу он имеет. Он заканчивает архитектурный факультет БНТУ, одновременно работает. По ночам он писал диплом, утром – на учебу, днем – на работу. Свободного времени у брата просто нет», – констатировал мужчина.
Нина Шидловская добавляет: история Ивана точь в точь такая же, как у другого обвиненного – Тимура Пашкевича.
Некоторые же фигуранты уголовного дела собирались на мирную демонстрацию в День Воли, но никто из их круга не одобрял насилия.
«Виктор – самый чудесный волонтер «Бацькаўшчыны», так много помогает! Он как гражданин собирался идти в рамках заявленного маршрута, чтобы быть на празднике, который отмечается каждый год. О том, что кто–то хочет перекрыть проспект – парни были категорически против всяческих противоправных действий», – заявила Нина Шидловская.
О том, что сценарий развернется таким образом, не представлял из них никто.
«Первым тревожным звонком стало появление в воскресенье электронной фейковой листовки с использованием символики «Белого легиона», который якобы призывал выйти на День воли с оружием в руках. Ничего подобного «Белый легион» не делал! Ни во время существования, ни потом! Я стала расспрашивать друзей – у многих из них телефоны уже были выключены. И я поняла, что готовится какая–то провокация», – вспоминает Нина.
Виктор Данилов тоже встревожился, когда увидел провокационную листовку.
«Он сказал, что это беда. Мне передалась его тревога, хотя тогда еще не понимала, в чем дело. Всю ночь Виктор сидел за компьютером, пытался объяснить всем, что листовка – фальшивая. Надо признать, ее текст был продуман, написан на красивом беларуском языке. Для Виктора это было шоком», – подтвердила Юлия.
«Дело боевиков» – часть истерии властей»
Юрист правозащитного центра «Вясна» Валентин Стефанович сопоставил официальную информацию с очевидной.
«КГБ заявил: задержано 26 человек, якобы у них найдено оружие и боеприпасы, какая–то машина с оружием пыталась прорваться в Беларусь с территории Украины и т.д. Но мы знаем, что с 3 марта задержано более трехсот протестующих против декрета №3. Что власти развернули широкие репрессивные санкции, начиная от произвольных задержаний, когда людей хватают в автобус и увозят неизвестно куда, до преследования участников мирных демонстраций, журналистов и представителей оппозиционных партий», – отметил он.
Несмотря на заявления по телевидению, что у кого-то из демонстрантов нашли какие–то ножи или кастеты, ни одного человека еще не привлекли к административной ответственности за незаконное ношение оружия, напомнил Валентин Стефанович.
«И нигде – никаких кадров с ножами или кастетами в том несчастном троллейбусе. Мы видим, что власти начали массовые репрессии, которые сопровождаются истерией в СМИ. По нашему мнению, это уголовное дело о подготовке массовых беспорядков является частью этой истерии. И мы убедительно просим власти эту истерию прекратить! Репрессии свидетельствуют о значительном ухудшении ситуации с соблюдением прав человека в нашей стране», – подытожил юрист.
В качестве резюме он озвучил совместное заявление правозащитных организаций Беларуси, принятое 24 марта. Документ призывает власти прекратить нагнетать атмосферу и запугивать общество, освободить всех задержанных мирных демонстрантов и обеспечить свободу проведения мирных собраний в дальнейшем, а также соблюдать права арестованных.
Особый акцент правозащитники сделали на произвольных задержаниях, во время которых сотрудники спецслужб неоправданно применяют физическую силу, преследовании журналистов и правозащитников за профессиональную деятельность, а также на изолированности фигурантов нового уголовного дела.
Подписали:
Правозащитный центр «Вясна» Центр правовой трансформации Комитет защиты репрессированных «Салідарнасць» Беларуский Дом прав человека имени Б. Звозского Беларуский Хельсинкский комитет Беларуская ассоциация журналистов Беларуский документационный центр.?
Напомним, 21 марта президент Беларуси Лукашенко на могилевском предприятии «Кроноспан ОСБ» заявил, что правоохранители задержали боевиков с оружием, которые провоцировали массовые беспорядки. После этого по всей стране начались массовые превентивные задержания – 25 марта в Минске намечается проведение Дня Воли.