Почему белорусские тренеры за границей более успешны чем футболисты.
В воскресенье был день белорусских тренерских дерби за границей. ЦСКА Гончаренко против "Крыльев Советов" Скрипченко, "Карпаты" Дулуба против "Стали" Кучука. Белорусские наставники неслабо востребованы в ближнем зарубежье. Их держат на хорошем счету. Они считаются перспективными и в плане игры, и в плане результата, пишет pressball.by.
Можно ли назвать это достижением белорусской тренерской школы? На уровне лозунга — наверное. Ведь это здорово, что наши наставники живут интересно.
Но давайте подумаем: что такое школа? Это единство — схем, принципов работы, общих установок. В крайнем случае — минимальная схожесть предыдущего профессионального бэкграунда.
Ничего этого в случае белорусской тренерской четверки не видно. Даже на уровне биографий и возрастов.
Гончаренко — яркий пример тренера, недоигравшего в качестве футболиста и оттого сверхмотивированного. Травмы заставили его раньше задуматься о будущем, раньше переосмыслить для себя функции тренера, раньше выучиться, раньше заявить о себе топ-результатами.
Скрипченко-игрок, в отличие от Гончаренко, точно доиграл. Вадим Викторович выступал намного дольше, в том числе за рубежом, вызывался в сборную Беларуси. У него все в порядке с титулами за игровую карьеру, а в тренерской он сам дважды форсировал переход из успешных ассистентов в самостоятельное плавание — сначала в "Минск", затем в "Урал". И оба раза не провально. Кубок с "Минском" вообще дорогого стоит.
Кучук — тренер, которого мало чем удивишь. Он был и в мятежном Тирасполе, и на хлебосольной Кубани, и в маститом "Локомотиве", в Киеве и Белгороде. У него устоявшаяся репутация, он и в борьбе на поле собаку съел, и в кабинетных боях имеет не меньший опыт.
Дулуб младше Кучука на шесть лет. Но в плане опыта главного — на целую жизнь. Большую часть тренерской карьеры он был помощником, а в главные выбился только в позапрошлом году. И вот — уже "Карпаты".
Можно ли найти у этой четверки что-то общее в плане футбольной философии. "Фамильный" крен в атаку или оборону? Схожие тактические рельсы? Едва ли. Все — очень разные.
Одинакова разве что скрупулезность в работе, профессиональный подход к мелочам, желание учиться. Можно ли все это назвать приметами белорусской тренерской школы? Наверное, при большом желании можно выдвинуть и такую гипотезу.
Но лучше сойтись на другом: белорусские тренеры к успеху, в том числе за рубежом, идут разными дорогами. Но в итоге доходят, куда надо.