Мало кто из старожилов помнит об этом архитектурно-ботаническом казусе.
На минувшей неделе легендарный дизайнер Владимир Цеслер сделал коллаж Minsk. City of Dreams. Пальмы тут – художественный вымысел, но получилось симпатично.
А чуть раньше, выискивая старые открытки Минска, журналисты издания нашли вот такой интересный печатный артефакт: на нынешней площади Якуба Коласа в цветнике красуется небольшая пальма.
Вот что выяснили журналисты по поводу пальм в Минске.
Пальмы и фикусы в кадках в самом центре Минска – мало кто из старожилов помнит об этом архитектурно-ботаническом казусе. Ни в книгах о минских архитекторах, ни в специализированной литературе типа «Каталога декоративных растений на сезон 1955 года» или «Декоративном озеленении колхозов БССР» пальм не было замечено. Но факт их кратковременного появления – перед глазами.
Блогер Андрей Гордиенко, неоднократно поднимавший на форумах вопрос о минских пальмах, считает:
– Пальмы высаживали на лето на пару месяцев, зарывали в газон прямо в кадке. Поскольку пальмы в открытом грунте на территории СССР выживали только в субтропиках, во всех остальных климатических поясах на зиму их нужно было убирать в помещение. В принципе, в 1950-е годы пальма, как и фикус, в кадке были стандартным украшением интерьера, стояли в учреждениях, ресторанах и магазинах.
В Ботаническом саду предположили, что пальмы, растущие в кадках, на улицах Минска имели место быть. Сотрудница ботсада Юлия Сандрозд, младший научный сотрудник лаборатории оранжерейных растений, где пальмы выращивают и по сей день, подтвердила такую возможность:
– Пальмы выращиваются в оранжерее, а затем высаживаются в кадушках в землю на летний период. Но просто так расти в нашем климате они не могут, не хватает тепла. Выращивание пальм в оранжерее, на мой взгляд, носит скорее просветительский характер.
На самом деле нет ничего удивительного в появлении пальм в Минске. Новая послевоенная столица, как мы помним, – это Город Солнца, который одним только своим видом должен был на высоком уровне поддерживать идеологический дух граждан БССР, народа-победителя. Символика победы иногда сознательно, иногда бессознательно закладывалась везде: в названиях улиц, в архитектуре, скульптуре и т.п.
Возможно, именно в идеологеме «народ-победитель» и кроется секрет появления пальм в Минске. Фоли в своей «Энциклопедии знаков и символов» писал, что в Древнем Риме (а именно его роскошная архитектура стала прообразом сталинского классицизма) победившие солдаты, атлеты и гладиаторы награждались пальмовыми ветвями. Именно пальмовые ветви, посвященные Юпитеру, как символ победы несли во время триумфальных процессий. С другой стороны, пальмовая ветвь также является символом долговечности и одной из эмблем мира, причем, в отличие от голубя, светской.
Насколько фантастической ни кажется эта теория, настолько реальной может она оказаться. По крайней мере, у нашей версии уже появился один единомышленник. Минский краевед Владимир Воложинский прокомментировал гипотезу: «Выдвинутая вами версия очень похожа на правду».