Российский журналист говорит о причинах противостояния между российским и белорусским руководствами.
Комментарий Михаила Леонтьева публикует сайт KM.ru:
-- Безусловно, в этой связи трудно игнорировать многочисленные ошибки и недоразумения с российской стороны. Однако любому здравомыслящему человеку очевидно, что российско-белорусские отношения не могут быть полностью симметричными. Если мы говорим о том, что Беларусь – это совершенно такая же страна как Россия, абсолютно самостоятельная, независимая и во всем ей равновеликая, то тогда весь пафос Лукашенко можно слить в унитаз. Потому что если речь идет о воссоздании государственного единства, то понятно, что в его основе лежит Россия, а не Беларусь.
Но это, так сказать, общетеоретическая часть. Практическая же заключается в том, что хитрый батька все время преследовал свои цели. Первоначально он просто хотел возглавить это объединение. Лукашенко считал, что у него есть реальный шанс подняться на более высокую ступеньку по сравнению с постом президента Беларуси. Это было еще во времена Ельцина. Потом: надо понять, что Лукашенко всегда был связан с идеей российско-белорусского единства. Связан он с ней и сейчас. И то, что он сейчас пытается себя позиционировать как-то иначе, еще не означает обратного. Просто, образно говоря, он сейчас сам себя потрошит до состояния пустой оболочки.
То, чем Лукашенко занимается в последнее время, совершенно неадекватно. Это – истерика. Причем такая, которая не имеет под собой четкой рациональной базы. Я знаю очень многих людей, которые все время занимали в наших разногласиях скорее белорусскую сторону, чем российскую. Это – люди определенной политической ориентации. Это – такая державническая, умеренно-конструктивная (и совсем нелиберальная) оппозиция. Так вот, многие из этих поклонников белорусского лидера в этой ситуации находятся в растерянности. По сути, им нечем оправдать батьку.
И, естественно, как символ всего этого (если не как организатор и вдохновитель) – суетящийся Борис Абрамович. Этот человек является материализацией или персонифицированным воплощением намерений Лукашенко в отношении России. Известно, как относится к нему российская власть (причем для этого есть очень серьезные основания). Предательство в абхазско-осетинской истории и странная (я бы сказал, иррационально-вредительская) позиция по поводу Бакиева и событий в Кыргызстане – это, в общем, еще политика. Это еще как-то можно списать на какую-то игру. А Борис Абрамович – это уже не игра. Это – из области «скажите, с кем вы, мастера культуры?». Это – переход на другую сторону окопа.
Я не знаю, заигрался тут Лукашенко, или дело еще в чем-то, но он сейчас пытается реализовать на практике свою известную угрозу – «если вы будете со мной так поступать, то я вас предам». Вот он сейчас пытается реализовать предательство. Правда, пока это в основном проявляется в риторике или каких-то действиях, не имеющих материально-публичного оформления. И неизвестно, удастся ли ему вообще предать, потому что для того, чтобы предать, нужно к кому-то примкнуть. А к кому может примкнуть Александр Лукашенко в нынешней ситуации? Это не очень понятно. Для любого здравомыслящего человека очевидно, что если президент Беларуси потеряет российское прикрытие (даже если, допустим, удастся договориться с другими хозяевами), то он никому уже не будет нужен. Его «сольют» при ближайшей же оказии. При этом оказию еще сами и создадут…
Понятно, что Лукашенко заигрался. Понятно, что в условиях кризиса белорусская стабильность и белорусское «экономическое чудо» не самодостаточны. Я, конечно, далек от мысли, чтобы утверждать, что они полностью исчерпываются наличием внешней подпитки. Это не так. Но без внешней подпитки белорусская модель не работает. Хотя, опять же, в ней есть много интересных вещей, которые я бы желал видеть у нас. Но сама модель в целом без подпитки не работает. А сейчас она практически прекращена, за исключением отдельных элементов, связанных с теми же ценовыми преференциями (уже не очень большими). Но этого недостаточно для того, чтобы обеспечить стабильность.