Вероятное убийство Олега Бебенина совпало со стартом президентской кампании в Беларуси, пишет ведущее британское издание.
На власти Беларуси оказывается растущее международное давление в целях проведения независимого расследования обстоятельств гибели ведущего белорусского журналиста и оппозиционного деятеля, обнаруженного повешенным в своем загородном доме на прошлой неделе.
Друзья Бебенина, руководителя одного из самых влиятельных оппозиционных веб-сайтов charter97.org, отвергают утверждения правительства о том, что он мог повеситься сам.
Коллега и друг погибшего Андрей Санников утверждает, что предсмертной записки обнаружено не было, добавляя: «Не было никаких предпосылок, будь то физических или эмоциональных, для совершения подобного поступка».
Санников, бывший заместитель министра иностранных дел, ставит под сомнение официальную версию о самоубийстве, предполагая, что СМС, отправленные с телефона Бебенина незадолго до смерти, могли быть написаны кем-то другим.
Кроме того, ничто не говорило о том, что Бебенин ночевал в доме, как это утверждают следователи. По словам Санникова: «В доме было очень убрано, камином не пользовались». Белорусская оппозиция занимается расследованием других обстоятельств случившегося.
Оппозиционные группы и критически настроенные СМИ Беларуси сталкиваются со все возрастающим давлением со стороны Александра Лукашенко, правящего железной рукой с 1994 года и не терпящего проявлений инакомыслия. С момента его прихода к власти, многие видные политические деятели были осуждены, убиты, похищены и подвергнуты линчеванию, или просто исчезли без следа.
Бебенин играл ключевую роль в организации акций протеста против репрессивного аппарата Лукашенко, а также был одним из соучредителей оппозиционной инициативы Хартия'97. Это вероятное убийство совпало со стартом президентской кампании, в которой Лукашенко, прозванный последним диктатором Европы, попытается переизбраться на очередной срок, предположительно в феврале.
Санников склонен не доверять официальному расследованию: «Оно попросту невозможно в условиях диктатуры. 11 лет прошло с момента первых исчезновений и до сих пор ничего неизвестно».
Санников планирует баллотироваться на выборах в качестве альтернативного кандидата и соперника Лукашенко. Олег Бебенин был одним из главных членов его предвыборного штаба.
На этой неделе друзья погибшего проводили параллели с Анной Политковской, российской журналисткой и правозащитницей, убитой в Москве в 2006 году. «В журналистике его можно сравнить с Аней», - говорит Санников: «Но как оппозиционный деятель он занимался гораздо большим спектром вопросов. Его талант был многогранен».
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) призвала в понедельник к независимому расследованию этой смерти, предупредив, что в противном случае белорусские журналисты почувствуют «сковывающий эффект». Майк Харрис, руководитель «Индекса цензуры» по общественным связям, отметил, что эта смерть «вызвала потрясение во всем гражданском обществе Беларуси».
Российское государственное телевидение, которое обычно молчит, когда свои журналисты погибают в России, широко освещало гибель Бебенина. Такой факт отражает резкое ухудшение отношений между Минском и Москвой, которое за лето переросло в полномасштабную информационную войну. Кремль потерял терпение в отношении Лукашенко и теперь, похоже, стремится от него избавиться.
По мнению Харриса, в связи с настораживающей смертью Бебенина, Евросоюз должен восстановить прежние жесткие санкции в отношении Беларуси и ее руководства. Санкции были смягчены два года назад. ЕС планирует обсудить возможность их продления в конце октября.
Харрис также добавил, что ЕС, США и Россия, которые нередко конкурируют на международном уровне, должны действовать сообща в отношении Беларуси.