Москва готова довольствоваться просто адекватным человеком на посту президента Беларуси.
Как пишет газета «Сегодня.ру», в Беларуси назначили дату выборов президента на 19 декабря 2010 года. Срок полномочий Александра Лукашенко истекает 6 апреля 2011 года, а выборы должны быть назначены не позднее, чем за 2 месяца до этой даты, то есть, 6 февраля. Столь ранний срок выборов, практически за 4 месяца до истечения полномочий нынешнего президента, вызвал однозначную реакцию оппозиции и политических экспертов: Лукашенко в панике.
За первое полугодие 2010 года белорусская экономика сократилась очень значительно. Практически 15% белорусских предприятий убыточно (статистика Белстата). Остальные предприятия работают «в ноль». Импорт нефти из России сокращен вполовину, импорт нефтепродуктов – на 2/3.
Растут цены на товары первой необходимости. Картофель подорожал на 35%, сахар – на 30%, овощи – на 19%, масло (животное) – на 15%. Цена бензина выросла на 20%, а лекарств – на 16%.
Однако самое страшное, как считают эксперты, впереди. С нового года в Беларуси грядет резкое повышение цен на услуги ЖКХ и основные товары потребления, прогнозируется падение курса национальной валюты в 2 раза.
Промышленность, которую так отчаянно рекламирует Лукашенко, давно не приносит значимого дохода. Попытки продать последние значимые активы продолжаются, но инвесторы не слишком стремятся вкладываться в Беларусь, учитывая директивные методы Минска по работе с предпринимателями. Бизнесмены предпочитают ждать: вне зависимости от исхода выборов власти Беларуси будут вынуждены расстаться с госсобственностью.
По сути, экономика Беларуси находится на грани дефолта. В таких условиях перенос выборов на ближайшее будущее логичен: попав в жесткие условия после нового года, народ будет более благосклонно рассматривать критику оппозиции. Несмотря на то, что официально рейтинг доверия к Лукашенко объявлен на уровне 80%, независимые опросы говорят о рейтинге, примерно, в 35%.
Короткая предвыборная кампания выгодна именно Лукашенко: оппозиция пока что не имеет в своем распоряжении достаточно ресурсов для развертывания массовой агитации и не имеет единого кандидата. Процесс объединения оппозиционеров только начался, однако теперь предстоит завершать его в авральном режиме. Тем не менее, эти спешные переговоры ведутся, а ненависть к Лукашенко, пожалуй, посильнее ненависти друг к другу. Сумели же оппозиционеры выставить Милинкевича единым кандидатом в 2006 году.
На эти выборы Милинкевич заявил о невозможности участия в кампании по материальным соображениям. Основными игроками, таким образом, становятся Андрей Санников («Европейская Беларусь»), Владимир Некляев («Говори правду»), Ярослав Романчук (Объединенная гражданская партия). Однако Александр Милинкевич («За свободу»), равно как и Алексей Янукевич («Белорусский Народный Фронт»), смогут добавить свой авторитет к тому или иному кандидату.
Однако, несмотря на значительные трудности, которые предстоят противникам Лукашенко, сам он лишен обычной внешнеполитической поддержки. Политическое и информационное противостояние с Москвой, все более жесткие рамки экономического дотирования белорусской экономики ставят жирный крест на «белорусском чуде» Лукашенко за счет российской казны. Оппозиционеры же за последние год-два успели побывать в Москве и заверить Кремль в своей лояльности в случае смены режима Лукашенко.
Складывается ощущение, что амбиции Кремля довольно скромны: Москва готова удовольствоваться просто адекватным человеком на посту президента Беларуси – любой оппозиционер будет лучше истеричного и непредсказуемого Лукашенко. Поэтому Россия не ведет активной игры на внутриполитическом поле Беларуси, ограничиваясь бойкотом Лукашенко. Нельзя сказать, что это очень удачная тактика, однако в Украине она себя оправдала, позволив добиться от правительства Януковича значимых для Москвы уступок.
Впрочем, в Украине со свободой слова все же значительно легче, чем в Беларуси, где существует жесткая цензура. Россия надеется на эволюцию демократического сознания белорусского народа, однако несколько недооценивает масштаб антироссийской пропаганды, развернутой Лукашенко в последние годы: Лукашенко отчетливо осознает зависимость своего рейтинга от мнения Москвы, и пытается использовать конфликт в свою пользу.
Продолжающиеся акции властей Беларуси по противодействию оппозиции, в особенности загадочная смерть Олега Бебенина, вызывают все большее отвращение на Западе, никогда не питавшего любви к Лукашенко. Европа не хочет довольствоваться обещаниями политических и экономических реформ, щедро раздаваемыми Лукашенко, поэтому ЕБРР прикрыл кредитную линию для Минска. МВФ, другой кредитный институт, традиционно требует жестких реформ социальной сферы, сокращая дотирование населения из бюджета. По крайней мере, до выборов денег из МВФ брать нельзя: электорат может отвернуться от Лукашенко. Что касается фантастических проектов, вроде поставок нефти из Венесуэлы, или разработки иранских месторождений, то они чреваты значительными затратами и политическими рисками. Опять же, эти проекты всего лишь соломинка, за которую пытается схватиться тонущий в экономическом болоте экс-председатель колхоза Лукашенко.
В ближайшей перспективе Беларусь ждет неприятность в виде запуска нового российского нефтепровода БТС-2, а через пару лет и газопровода «Северный поток». Транзитные доходы покинут белорусский бюджет, а значимость транзитных путей, на которой любит играть Лукашенко в противостоянии с Россией и Европой, сойдет на нет.
Так что осень 2010 года подобна затишью перед бурей. Это затишье и пытается использовать Лукашенко. Кто бы не победил на выборах президента, в ближайшем будущем ему предстоит столкнуться с огромными сложностями. И тут очень важно не ошибиться, выбирая друзей.