Из-за масштабных строительных проектов супруги мэра Москвы, закрывали белорусские производства.
Как передает «Радыё Свабода», вдоволь поиздевавшись над белорусским правителем Александром Лукашенко, российские СМИ с таким же энтузиазмом взялись за новую жертву - мэра Москвы Юрия Лужкова. Красной нитью в телесюжетах и газетных статьях проходит мысль, что оба бесцеремонно «приватизировали» власть (Лукашенко на посту уже 16 лет, а Лужков вообще 18), не собираются добровольно ее отдавать и не против получить дивиденды от своего высокого статуса. Какие бизнес-интересы имеют Лужков и его жена Елена Батурина в Беларуси?
Если в сериале «Крестный батька» телеканала НТВ сам Лукашенко и его старшие сыновья подозреваются в отмывании денег через различные «липовые» фонды, в вину Лужкову, прежде всего, ставят неприкрытое лоббирование бизнес-интересов его жены Елены Батуриной, чья фирма «Интеко» имеет значительные преференции и получает самые выгодные заказы. Причем, и Лужков, и Батурина, пользуясь вхождением в высокие кабинеты на Карла Маркса, 38, оставили о себе память и в Беларуси. Кстати, именно Лужков был первым спарринг-партнером Лукашенко на теннисном корте, но белорусского правителя этот аристократический вид спорта никак не удивил.
В прошлом году в центре Минска на улице Коммунистической был открыт Дом Москвы, который возводился под патронажем и за счет средств московской мэрии. В 4-этажном здании разместились офисные помещения для представительств российских компаний, небольшая гостиница, киноконцертный и конференц-зал. Предполагалось, что принимать объект будет непосредственно Юрий Лужков, но из-за травмы ноги его визит отменился.
А вот Батурина, которая входит в число богатейших женщин мира, на мелочи не разменивается и заявляет о себе куда более масштабно - как и подобает настоящему олигарху. Строительная фирма «Итерабелстрой», дочерняя компания холдинга Батуриной «Итера Девелопмент Груп», начала возведение первого в Беларуси небоскреба на улице Кальварийской в Минске. 32-этажное сооружение высотой в 133 метра получила название «Парус» и будет первым в стране «зданием ХХІ века». Строительство «высотки» планируется завершить через год.
Вообще статистика свидетельствует, что в сверхприбыльной сфере строительства жилья белорусские компании можно пересчитать по пальцам, одной руки. Весь участок разделен между арабскими и российскими застройщиками, и российский сектор, так или иначе, контролирует Батурина.
Еще в 2006 году московские власти «застолбили» земельные участки в черте Минска для строительства жилых домов. В состав специально учрежденной под эти цели «Московской инвестиционно-строительной компании» вошли фирмы, которые заслужили «особое доверие» Юрия Лужкова. Среди них и «Интеко», которая возводит недвижимость в районе минского проспекта Дзержинского и в микрорайоне Лебяжий. Кроме того, в планах Лужкова-Батуриной - выстроить в Беларуси не менее 10 современных гипермаркетов с подземными парковками, кинотеатрами и ресторанами. Есть у москвичей и другое предложение: участие в инвестиционных проектах на предприятиях промышленных и строительных материалов при условии передачи им в перспективе контрольного пакета акций.
«Наложила лапу» Елена Батурина и еще на один очень прибыльный вид бизнеса. Несколько лет назад, белорусские стадионы в массовом порядке начали переоборудоваться новыми пластиковые креслами, причем, на отдельных демонтировали сиденья, которые там уже были. Началась перестройка с минского «Динамо», потом добавился «Трактор», крытый футбольный манеж. После, волна захлестнула областные и районные центры. Спортивный аналитик Владимир Довженко говорит, что вся эта пластмасса - также дело рук Батуриной. А ради миллионных доходов пришлось расправиться с местными конкурентами:
«Насколько я понимаю, в свое время Лукашенко заручился поддержкой Лужкова, и надо было как-то рассчитываться. И расчет был очень прост: вдруг в Беларуси на всех стадионах, включая даже стадион из Шклова, где играет команда третьей лиги «Спартак», начали появляться вот эти самые сиденья. Хотя где-то в Узде был наш, белорусский заводик, который выпускал аналогичные кресла. Стоили они от 7 до 9 долларов за кресло, тогда как батуринские - 18-20 долларов. Но пришла санэпидемстанция, пожарные, тот завод закрыли и повсеместно начали навязывать кресла Батуриной. Даже шкловскому стадиону «Спартак», где пасутся коровы по центру поля на фоне цветных сидений. Это вообще трагедия. Но таким образом, как мне кажется, произошел расчет. И это ведь не только в Шклове, но и во всех райцентрах. Но главное, что закрыли белорусское производство, которое намного дешевле», - рассуждает Владимир Довженко.
Бизнес «Интеко» начался в 1991 году с небольшого производства пластмассовых ведер и тазиков. За следующие 20 лет Елена Батурина превратила свою компанию в крупный холдинг, который насчитывает десятки предприятий - от производства стройматериалов до нефтехимии и сельского хозяйства. Но основной бизнес компании - строительство жилья, бизнес-центров и гостиниц. Оппоненты Батуриной убеждены, что такой взлет был бы невозможен без поддержки мужа - именно Московская дума распределяет участки под строительство, а последние 18 лет она полностью подчинена Юрию Лужкову.
Кстати, внимательные наблюдатели заметили, что Лукашенко проигнорировал 45-летие президента России Дмитрия Медведева, но поздравил с 74-м днем рождения Юрия Лужкова, пожелав «здоровья и удачи ему и его семье». Удача, очевидно, московскому мэру действительно не помешает: в объявленной информационной войне он явно проигрывает мощному сопернику - Кремлю. Пока же Лужков взял тайм-аут и уехал отдохнуть в Австрию.