В связи с ростом задолженностей режим Лукашенко может досрочно отдать России контрольный пакет «Белтрансгаза».
По сведениям российской газеты «КоммерсантЪ», во время недавней встречи Александра Лукашенко и Дмитрия Медведева было достигнуто соглашение о досрочной продаже акций «Белтрансгаза». Напомним, по прежней договорённости Беларусь согласилась продать «Газпрому» 50% акций. Причём последнюю часть акций россияне должны были выкупить только в 2010 году. В январе «Газпром» рассчитался за очередные 12% акций и довёл свою долю в белорусской компании до 37,5%.
Кроме того, по итогам расчетов за российский газ, полученный в течение последних двух месяцев, Беларусь недоплатила «Газпрому» 70 миллионов долларов. Задолженность возникла из-за того, что белорусское правительство «не заметило», что цена газа в этом году выросла со 128 долларов за 1000 кубических метров до 210.
Как заявил сайту Euramost.org руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико, новая установленная цена на газ для Беларуси так или иначе зависит от российских кредитов.
«Я совершенно уверен в том, что обозначенная цена в 210 долларов - это та политическая цена, которая выставляется в сравнительном отношении на этом региональном пространстве двух стран, -- считает Леонид Заико. -- По договорённости Тимошенко и Путина, Украина будет покупать газ по 230 долларов за 1000 кубометров. И рядом выставляется очень красивая цифра – 210. Вроде как, всё получается нормально, цивилизованно, по-европейски. А на самом деле, я думаю, цена газа для Беларуси ниже. Она включает в себя различные договорённости, различные проплаты, различные сделки, которые носят характер собственности и прочее. Кроме того, нужно учитывать, что Россия продаёт нам газ по 210 долларов и одновременно даёт кредиты. Это, как два соседа, договаривающиеся о покупке дров. Один говорит: «Хорошо, я продам тебе дрова за 100 рублей и вот тебе в кредит 200 рублей!» Даёт деньги, что бы этот сосед с ним расплатился. Мы расплачиваемся российскими деньгами за российский же газ. В результате, у нас растёт задолженность. А потом что будет? Когда это задолженность достигнет 4, 5 или 6 миллиардов? А потом будет востребована белорусская собственность - наши предприятия, фамильное серебро и так далее. Поэтому, если говорить о цене на газ, то я считаю, что для Беларуси она не является сложной, в экономическом отношении она действительно осталась на уровне 130-140 долларов».
Леонид Заико называет досрочную продажу «Газпрому» остатков 50-процентнога пакета акций «Белтрансгаза» сделкой, в которой преобладает лукавство белорусских властей.
«В этой сделке лукавство и не совсем солидная игра видна с двух сторон, -- говорит Леонид Заико. -- Во-первых: россияне сами назначают цену на газ и называют её «европейской». Но по моим подсчётам, рыночная цена на российский газ должна быть сегодня долларов 55-75 за 1000 кубометров. То, что россияне делают для Европы одну цену, для Украины - другую, для Эстонии - третью и так далее - это всё экономический постмодерн. Ведь никогда и нигде не обсуждалось то, что называется «равновесной региональной ценой». Россияне пользуются своей монополией и изымают ресурсы из соседних стран. Для Беларуси 210 долларов - цена на газ очень высокая. Есть два выхода. Выйти на европейское пространство: вступить в NATO, подать письменные надежды на вступление в Евросоюз, отказаться от особой роли отношений с Россией. В этом случае Беларусь будет покупать газ по придуманной россиянами европейской цене, но и сражаться вместе с европейцами против неё. Второй вариант - когда руководство Беларуси и её нынешняя элита - правительство - просто тянет время, выговаривая на сколько-то долларов дешевле газ. И всё что бы, в результате, производства не стремились к конкуренции, модернизации производства, а что бы сидели на наркотической газовой игле. Газовый наркотик выгоден только белорусской номенклатуре, которая, благодаря этому, сохраняет своё нынешнее присутствие у власти».