Страх потерять власть у Лукашенко гораздо сильнее опасения, что итоги выборов не будут признаны.
Как передает «Немецкая волна», Центризбирком Беларуси зарегистрировал почти все инициативные группы потенциальных кандидатов на пост главы государства. Лояльность ЦИК вызвала отклики о беспрецедентном либерализме нынешней кампании. Но публичные выступления Александра Лукашенко свидетельствуют о том, что и на 17 году своего правления власть он отдавать не собирается.
Ролевая игра
На первом этапе президентской кампании в Беларуси в борьбу против команды Александра Лукашенко вступили 16 оппонентов, 8 из которых представляют белорусскую оппозицию. 8 других потенциальных участников выборов ранее особой политической активности не проявляли. Тем не менее, сегодня на пост главы государства вместе с оппозиционными лидерами претендуют еще вчера никому не известные пенсионеры, предприниматели и даже бывший работник овощной фабрики.
Некоторые эксперты объясняют эти самовыдвижения отсутствием страха в обществе. Впрочем, уже в ближайшее время выяснится, кто на самом деле является противником власти, а кто эту карту умело разыгрывает, создавая параллельные структуры для имитации конкуренции.
Секрет Полишинеля
Команда белорусского лидера стоит особняком из всех 17 зарегистрированных инициативных групп. Избирательный штаб идущего на четвертый срок Александра Лукашенко возглавляет министр образования Александр Радьков. Он является также председателем самого многочисленного республиканского общественного объединения «Белая Русь».
Это значит, что в сборе подписей за выдвижение кандидатом в президенты Лукашенко будут принимать активное участие члены этой фактически партии власти. Ведь созданная с помощью административного ресурса в 2004 году, накануне референдума об изменении конституции, «Белая Русь» сегодня собрала в своих рядах более 100 тысяч человек. В основном - руководителей и госслужащих на срочных контрактах.
В этом и кроется секрет, почему к борьбе за президентское кресло на первом этапе так запросто допустили почти всех желающих. Оппозиционеры не смогут собирать подписи за своих кандидатов на предприятиях - туда их просто не пустят ответственные за идеологическую работу. Зато представителям «Белой Руси» не будет чиниться никаких препятствий.
Перед активистами этого прогосударственного объединения с помощью тех же идеологов даже в рабочее время будут открыты любые двери. А сотрудников разных учреждений под страхом увольнения, как и студентов под страхом исключения из вузов, просто обяжут в очередной раз поддержать выдвижение в президенты Александра Лукашенко.
Этот незатейливый ход срабатывал в ходе предыдущих избирательных кампаний, сработает и сейчас. Так что «невиданный либерализм», проявленный Центризбиркомом при регистрации инициативных групп, о чем заявил секретарь ЦИК Николай Лозовик, скорее всего, данным заявлением и ограничится.
Единожды солгавши...
График президентской кампании сверстан очень плотно. Сейчас идет процесс формирования территориальных и участковых избирательных комиссий. Вполне может оказаться, что опротестовывать отсутствие в составе комиссий оппонентов властей будет просто некогда. Потому что все силы оппозиции будут брошены на сбор 100 тысяч подписей за выдвижение нескольких потенциальных кандидатов в президенты. Подписи нужно собрать также и про запас, на тот случай, если 15 процентов их не будут признаны Центризбиркомом.
Непризнание части подписей - это тоже один из административных рычагов, которые может применить власть, регулируя число соперников Александра Лукашенко и сохраняя при этом видимость конкуренции. Административный ресурс вовсе не потерял свою силу. И хотя официальный Минск подошел к предвыборному марафону не в лучшей форме из-за конфликта с Москвой, страх потерять власть у Лукашенко гораздо сильнее опасения, что итоги выборов не будут признаны международной общественностью.
Поэтому, в какие бы либеральные одежды ни рядилась власть, ее рапорты о свободных и справедливых выборах не вызывают доверия. И когда глава государства заявляет, что «ключи от выборов лежат в карманах народа», это не что иное, как сигнал чиновникам на местах - президенту нужна очередная «элегантная победа».