Об этом “Ъ” рассказал источник в МИД РФ. Ранее о таких сроках говорили и белорусские официальные лица. При этом на днях президент Беларуси Александр Лукашенко, наоборот, заявил, что Москва и Минск «начинают откатываться» от имевшихся достижений в сфере миграции. В частности, его возмутил тот факт, что Россия пропускает граждан третьих стран только через международные пункты пропуска. Источники же “Ъ” в госструктурах РФ объясняют: иностранцы формально и раньше не имели права пересекать российско-белорусскую границу, считающуюся внутренней границей Союзного государства. В Москве надеются, что межправсоглашение станет важным шагом на пути решения проблем.
В настоящее время МИД РФ совместно с МВД, ФСБ и Минтрансом ведет активную работу над проектом российско-белорусского межправсоглашения о взаимном признании виз, а также по другим вопросам, связанным с въездом иностранных граждан на территорию Союзного государства России и Беларуси. Об этом “Ъ” рассказал источник во внешнеполитическом ведомстве РФ. По его словам, заключение этого соглашения — один из элементов плана мероприятий по формированию единого миграционного пространства Союзного государства на 2017–2020 годы. «Максимально интенсифицируем эту работу с прицелом на то, чтобы завершить подготовку проекта до конца текущего года»,— сообщил собеседник “Ъ”.
О том, что Москва и Минск планируют принять соглашение о взаимном признании виз до конца года, в конце июля в эфире белорусского Общенационального телевидения заявил и премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков. А госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота сообщил «Российской газете», что документ уже проходит согласование. Между тем на днях в интервью ВГТРК президент Беларуси Александр Лукашенко весьма критически высказался о проводимой Россией политике в области миграции на пространстве Союзного государства.
«Мы гордились тем, что у нас равные права для россиян и белорусов. Сегодня уже начинаем шалить на границе, пограничников россияне вывели на границу, таможенники начинают себя вести непонятно как, блокируют товары. Люди из третьих стран — только через международные пункты пропуска, то есть недоверие уже к нам,— заявил господин Лукашенко.— В этом серьезная опасность, мы начинаем откатываться».
Напомним, отношения России и Беларуси вот уже почти год как осложняет пограничный вопрос, на протяжении более 20 лет в число особо проблемных не входивший. В двустороннем Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 1995 года говорилось об «открытости» российско-белорусской границы. Тогда же Москва и Минск договорились осуществлять пограничный контроль на внешних границах «с третьими государствами». Для граждан России и Беларуси предполагалось обеспечить безвизовый въезд, выезд и пребывание на территориях друг друга, а для граждан третьих стран — согласовать «режим въезда, выезда и пребывания на территориях договаривающихся сторон».
Если первая часть договоренности — в отношении россиян и белорусов — со временем дополнилась необходимым для ее выполнения законодательством, то вторая — в отношении иностранцев — так и осталась не до конца урегулированной. И хотя формальных оснований для пересечения российско-белорусской границы иностранцами (не россиянами и не белорусами) не было, их долгое время пропускали через нее.
А с осени 2016 года перестали. В сентябре через пункт пропуска «Красная Горка» на трассе М1/Е30 Минск—Смоленск—Москва в Россию не пустили автобус с 30 пожилыми туристами из Австрии, которые ехали организованным туром со всеми оформленными документами.
В ноябре прошлого года представитель МИД РФ Мария Захарова подтвердила, что «на протяжении многих лет иностранные граждане свободно пересекали российско-белорусскую границу, не проходя паспортного контроля», но добавила, что «ситуация в мире кардинально изменилась». Напомнив о террористической угрозе и миграционных рисках, дипломат пояснила: согласно двусторонним соглашениям, а также российскому законодательству, иностранцы могут въезжать на территорию РФ «только через пункты пропуска, предназначенные для международного сообщения», а на российско-белорусской границе таких нет.
Действительно, на границе РФ, например, с Финляндией (протяженность 1272 км) 31 пункт пропуска, с КНДР (17 км) — один пункт пропуска, а на 1239-километровой границе с Беларусью — ни одного. «Пограничный контроль лиц и транспортных средств на этом участке государственной границы не осуществляется. Таким образом, оснований для пересечения российско-белорусской границы гражданами третьих стран не имеется»,— резюмировала Мария Захарова.
Уже тогда стороны заявили, что намерены активизировать деятельность по выработке соглашения о создании единого визового пространства (сама эта идея обсуждается как минимум с 2010 года), однако ситуация продолжала осложняться. 9 января белорусские власти объявили о введении безвизового режима с 80 странами, среди которых все члены Евросоюза и США. Впрочем, оставаться в Беларуси граждане этих стран смогут лишь пять дней, причем с обязательным условием — влететь и вылететь обратно они должны через национальный аэропорт Минск.
А 1 февраля стало известно, что глава ФСБ России Александр Бортников приказал установить пограничную зону в регионах РФ, граничащих с Беларусью (Смоленская, Брянская и Псковская области). Как говорилось в обнародованных документах, это сделано для «создания необходимых условий охраны государственной границы РФ». При этом российские официальные лица отмечали, что на такой шаг Москва пошла в том числе из-за не согласованной с ней либерализации Минском визового режима с другими странами. В Минске, в свою очередь, возмутились действиями Москвы, выразив опасения, что дело дойдет до «восстановления полноценного контроля на белорусско-российской границе, отмененного более 20 лет назад».
Эти опасения оказались преувеличенными, но некоторые нововведения последовали: 15 мая все авиарейсы, выполняемые между Россией и Беларусью, были переведены в международные сектора российских аэропортов. Это создало условия для законного въезда в Россию граждан третьих стран и лиц без гражданства через Беларусь. При этом граждане Союзного государства по-прежнему могут летать по внутренним паспортам, без прохождения пограничного контроля.
По данным “Ъ”, во избежание недопонимания российский МИД 7 июля разослал во все дипломатические представительства, консульские учреждения и филиалы международных организаций разъяснительную ноту, в которой вновь указывалось, что на данный момент правовых оснований для пересечения иностранцами российско-белорусской границы наземным путем нет. При этом в документе отмечалось, что для поездок по маршруту Минск—Москва и Москва—Минск можно использовать авиационное сообщение, поскольку на нем теперь осуществляется пограничный контроль иностранных граждан.
Некоторое время назад российской стороной, по информации “Ъ”, рассматривалась и возможность открытия пункта международного пропуска на трассе М1/Е30 Минск—Смоленск—Москва, однако пока эта мера не реализована.
Источник “Ъ” в одной из российских госструктур, задействованных в обсуждении пограничных вопросов с Белоруссией, сказал, что в Москве недавнюю критику Александра Лукашенко восприняли «с недоумением». «Ни о каком откате или недоверии речи нет. Вопрос о пересечении внутренней границы Союзного государства иностранцами до конца не урегулирован, мы над этим работаем — совместно с белорусскими коллегами,— сказал собеседник “Ъ”.— Но до принятия соответствующего законодательства граждане третьих стран формально не имеют права приезжать к нам из Белоруссии наземным путем, и в Минске об этом знали всегда».
Источник “Ъ” в МИД РФ тем временем говорит, что принятие межправительственного соглашения о взаимном признании виз станет важным шагом к решению проблемы. В то же время в ведомстве подчеркивают: заключение этого соглашения не будет означать завершения создания единого визового пространства двух государств. Иными словами, «маленького шенгена на двоих», о котором в 2015 году говорил премьер-министр Дмитрий Медведев, иностранцам придется еще подождать.