Белорусские правозащитники призывают компетентные органы Беларуси объективно расследовать инцидент у российского посольства в Минске.
Напомним, 30 августа неизвестными совершено нападение на российское посольство в Минске. На территорию диппредставительства были брошены две бутылки с зажигательной смесью, в результате чего повреждения получил посольский легковой автомобиль. С начала сентября по этому и другим подобным эпизодам неоднократно было задержано до 30 человек, пишут «Белорусские новости».
Как сообщил председатель Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак, правозащитников беспокоит то, что происходит с расследованием атаки на российское посольство.
«Потому что мы все были свидетелями того, что в нашей стране происходят какие-то взрывы, поджоги, эксцессы такого рода на грани терактов. Но ни один из них на протяжении нескольких лет, начиная от взрыва в здании суда Советского района Минска в 1996 году, так и не был раскрыт нашими доблестными правоохранительными органами. Но зато после каждого такого эксцесса происходят массовые задержания, массовые нарушения прав граждан», — заявил Гулак.
«Мы всегда видим, как после таких событий происходят необоснованные, ничем не заканчивающиеся, не доходящие до доказательств вины задержания, обыски, изъятия материалов и техники. А потом люди сообщают правозащитникам о том, что их допрашивают по большому комплексу вопросов, которые даже не связаны с конкретным инцидентом», — объяснил Гулак.
По его мнению, это демонстрирует то, что «наши правоохранительные органы не умеют работать в рамках закона, не готовы выполнять те задачи, которые на них возложены, законными способами».
«И это, конечно, беспокоит нас, потому что это нарушает права граждан, и самое главное, это не создает препятствий для новых подобных происшествий. У людей, которые такие вещи делают, вполне может возникнуть ощущение безнаказанности. И такие действия белорусских правоохранительных органов создают две проблемы: нарушаются права ни в чем не повинных людей, и в то же время общество находится под угрозой совершения новых таких преступлений», — заявил Гулак.
«Мы обращаемся к государственным органам с тем, чтобы защитить и права людей, задержанных в связи с этими инцидентами, и принять меры к эффективному расследованию этих инцидентов», — сказал Гулак.
Как сообщил правозащитник Валентин Стефанович, по обвинению в атаке на российское посольство было задержано уже около 30 человек, большинство из которых — активисты экологических и анархистских объединений.
«Сначала их на трое суток задерживали по подозрению в атаке на посольство, потом переоформляли их как подозреваемых в поджоге отделения «Беларусбанка», потом — в атаке на Центр изоляции правонарушителей в переулке Окрестина. И каждый раз находились новые поводы для таких повторных задержаний», — сказал Стефанович.
По его мнению, таким образом власти создают «очень небезопасный прецедент».
«Фактически, люди задерживаются без жестко установленного срока. Например, один из задержанных, Николай Дедок, задерживался семь раз — каждый раз по новому обвинению на 72 часа. Он уже провел в изоляторе временного содержания в общей сложности 21 сутки вместо положенных по закону трех или, с санкции прокурора, 10 суток. Это без предъявления обвинения, без определения ему меры задержания, и каждый раз — по новому составу преступления», — сообщил Стефанович.
«Я уже неоднократно обращал внимание, что такая практика не может нас не беспокоить. Фактически, таким образом человека можно держать в следственном изоляторе бесконечно, поскольку все милицейские отделения завалены заявлениями, например, о краже мобильных телефонов. И держать так человека, постоянно его перезадерживая, можно год, два, три. Это недопустимо. Такие случаи мы расцениваем просто как произвольное задержание», — заявил Стефанович.
По его словам, следствие должно руководствоваться белорусским законодательством и соблюдать права задержанных. Со своей стороны, отметил Стефанович, правозащитники должны проинформировать о такой практике мировую общественность. В частности, белорусские правозащитники намерены обратиться к спецдокладчику ООН по произвольным задержаниям.