Об этом говорится в бюллетене «Бедность и социально уязвимые группы населения в Беларуси. Последствия рецессии 2015–2016 гг.», подготовленном Исследовательским центром ИПМ.
В исследовании говорится, что увеличение числа бедных в 2015-2016 годах в первую очередь происходило за счет занятого (в том числе частично) населения в трудоспособном возрасте. Это стало отражением ухудшения ситуации на рынке труда – снижения заработной платы, роста неполной занятости.
Кроме того, в 2016 году увеличилось число детей за чертой абсолютной бедности. Выяснилось, что размер пособий, предоставляемых семьям с детьми, оказался недостаточным для компенсации двухлетнего падения доходов от занятости. Вклад отдельных социально-экономических групп в увеличение числа бедных связан не с ростом численности этих групп, а увеличением риска бедности внутри них.
За рассматриваемый период риск абсолютной бедности существенно вырос у детей в 2016 году, а у населения в трудоспособном возрасте он постепенно увеличивался в 2014– 2016 годах. При этом риск абсолютной бедности у людей старше 65 лет остался незначительным, но они оказались уязвимы к риску относительной бедности.
Автор исследования - экономист Глеб Шиманович обращает внимание, что пенсионная система в Беларуси обеспечивает доход как минимум на уровне бюджета прожиточного минимума, но этот доход остается существенно ниже среднего.
В исследовании отмечается, что в период кризиса 2015–2016 годов произошло увеличение дифференциации в оплате труда по видам деятельности и регионам. Как следствие, существенно увеличилось расхождения в риске бедности в зависимости от уровня образования. Люди со средним уровнем образования оказалось более чувствительным к сокращению доходов от занятости, чем люди с высшим образованием.