Санников не играет в «конструктивную оппозицию» - он самый радикальный критик Лукашенко.
Члены конкурентных инициативных групп признают: самые большие очереди в Минске выстраиваются возле агитационных пикетов Андрея Санникова, лидера гражданской кампании «Европейская Беларусь».
Санников вышел на первое место и в защищенных от подкруток интернет-опросах.
При этом Санникову удалось собрать вторую по размеру инициативную группу среди продемократических политиков.
В чем его привлекательность? Объясняется ли это тем, что он одинаково приемлем и для Запада, и для России, о чем четко заявили московские СМИ?
Думается, первоначальная причина в другом.
Санников - наиболее радикальный критик Лукашенко среди всех оппозиционных кандидатов. Он не играет в «конструктивную оппозицию». Он не обходит молчанием мадам процентщицу. И не устает повторять: диктатора не побеждают на выборах. Только Площадь может показать стране, что нация стоит не за диктатором, а за перемены - ключевой момент для изменения системы.
Специфика этих выборов или, если хотите, даже национального характера заключается в том моменте, что даже люди, которые в выборы не верят и политикам не верят, и кому демократия как собаке пятая нога, и кто в конце концов голосует за Батьку, потому что как все, даже эти белорусы хотят, чтобы Лукашенко урезонили хоть на словах. Чтобы был выразитель той великой, экзистенциальный обиды, которую Беларусь претерпела от Лукашенко и которую не искупает никакой экономический рост. И Санников, колючий Санников, попадает в эти ожидания.
Кстати, не такие уж и глупые люди в таком своем, казалось бы, куцем желании. Только наличие сильно артикулированной альтернативы может стать двигателем позитивных изменений, хоть за демократии, хоть за диктатуры.
Радикализм всегда привлекателен на этапе праймериз, которым в белорусских условиях фактически и является сбор подписей.
Однако дело не только в радикализме. Санников - ясный оратор. Его стиль контрастирует со сдержанным подходом Милинкевича. Санников не боится идти на конфликт. Этот, думают активисты, и на теледебатах с Лукашенко за словом в карман не полезет.
Санников умело комбинирует белорусский патриотизм и европейскую перспективу.
Он имеет познавательную биографию: дед-купаловец; жена, встреченная на баррикадах борьбы за независимость; право подписи на переговорах по ядерному оружию. Это выгодно выделяет его среди других правоцентристских кандидатов, которые выскочили, как черт из табакерки.
Санников также собирает плоды продуманной медийной работы. Он создал самый популярный оппозиционный политический сайт - charter97.org, далекий от классических представлений о СМИ. А сейчас Санникова поддержала и самая массовая бумажная газета - «Народная воля», политическим обозревателем которой он стал.
Санников объединил вокруг себя ряд знаковых фигур движения за независимость: Шушкевич, Ивашкевич, академик Горецкий или лидер зубровцев Афнагель.
Немаловажно в структуре его поддержки то, что Санников обдуманно и последовательно нарушал многие правила - как те, которые навязывала диктатура, так и те, которые создавали себе диссиденты.
Он не создавал партии - в условиях, когда диктатура толерантно относилась к клубным партиям оппозиции. Он не добивался регистрации своей организации. Он аккумулировал ресурсы - когда этика требовала от диссидентских групп работы в состоянии вечного безденежья. «Хартия'97» изначально не увлекалась плюрализмом, а жестко модерировала свои форумы, чтобы исключить возможности манипулирования сознанием, которое лукашенковцы осуществляют на некоторых других ресурсах. «Диктатуру можно победить только адекватными методами», - убеждены многие вместе с Санниковым.
Несомненно, что в лице Санникова режим имеет одного из самых опытных противников.
Может ли Санников стать единым кандидатом от оппозиции? Казалось бы, наличие «Говори правду» такой шанс почти исключает.
Все же главное будет зависеть не от количества подписей, собранных тем или иным кандидатом, а от социологии.
За год деятельности Некляеву не удалось существенно потеснить Милинкевича. Если социология зафиксирует, а российские телеканалы закрепят рывок Санникова, то, в отсутствие Милинкевича, Санников может стать общим знаменателем.
Но не надо забывать: пока Санникову удалось выделиться только среди политизированной публики, причем минской.
В регионах его столичный, немного снобский стиль может и не покатить. Там его по-прежнему мало знают, инициативные группы его там слабые, а белорусские массы остаются в иллюзии, что Лукашенко - это единственный избавитель и спасение нашей бедной страны. Такие иллюзии пройдут не раньше, чем люди узнают о многотысячных демонстрациях в столице.
Именно столица и может стать опорой Санникова.
Как только оппозиционный кандидат будет иметь поддержку большинства в столице, население это почувствует. А как только жители это почувствуют, массовые протесты против любых неправдоподобных результатов выборов будут гарантированы. Однако имеет ли Санников или кто-либо другой шансы на поддержку большинства в нынешней ситуации? Политологи Силицкий и Булгаков полагают, что никто из нынешних кандидатов в президенты неспособен собрать Площадь. Между тем только Площадью можно измерить их воздействие на умы.
Наконец, интересный факт - зафиксирован и репортерами «Нашей Нивы», и блогерами - минчане в массе своей с равнодушием и насмешками относятся к лукашенковским пикетам.
Андрей Дынько, «Наша Ніва»