О том как «хорошо в стране советской жить», а точнее учиться, недавно высказался ректор БГУ Сергей Абламейко.
При этом он «посочувствовал» нашим аспирантам, которые учатся за рубежом: мол, нет у них никакой уверенности в будущем. Однако у белорусов, выбравших европейские университеты, совсем иное видение проблемы.
Недавно отвечая на вопросы журналистов, связанные с институтом аспирантуры в Беларуси, ректор главного университета страны упомянул встречу с белорусскими студентами, которые учатся в итальянском городе Тренто. Здесь Сергей Абламейко чуть ли не слезу пустил, сетуя на их «горькую долю»:
«Наши аспиранты жалуются на низкие стипендии? Во многих странах их просто не платят, нет распределения. Так что в итоге ты предоставлен сам себе. Найти же работу молодому кандидату (или доктору по-западному) не так-то просто! Низкие стипендии, а главное, неопределенность в будущем отпугивают студентов, например, в Италии. Об этом нам рассказывали в университете Тренто, где с удовольствием берут наших белорусских студентов».
Эти слова Сергея Абламейко не оставили равнодушным Юрия Жалнеровича, который как раз и является студентом университета в Тренто. В письме, опубликованном на портале TUT.by, Юрий высказал свою точку зрения по поводу учебы в университете в Тренто и рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются выпускники этого университета по возвращении в Беларусь.
«Как верно заметил ректор, в аспирантуре университета Тренто обучается большое количество белорусов. В основном, это бывшие студенты факультетов радиофизики и прикладной математики Белгосуниверститета, - отметил Юрий Жалнерович. - Такой высокий процент белорусов среди учащихся университета объясняется не только тем, что предыдущие PhD студенты себя хорошо зарекомендовали, но и тем, что стипендия в университете обеспечивает необходимыми средствами для жизни. Не знаю, могу ли я озвучивать данную цифру, но могу сказать точно, что этих средств хватает для того, чтобы снимать квартиру, хорошо питаться и путешествовать. Тебе не надо искать дополнительного заработка для того, чтобы просто прокормить себя. Более того, ты не имеешь права работать на другой работе, потому что стипендии достаточно, даже по итальянским меркам, для покрытия твоих потребностей.
Теперь я бы хотел высказаться по поводу неопределенности. Конечно, неопределенность существует. Правда, неопределенность есть везде. Но если ты стоящий специалист, то после защиты у тебя есть возможность не только остаться работать в университете, но также и продолжить научные исследования в других университетах и исследовательских лабораториях почти всех стран мира.
Распределение в нашей стране, цель которого защитить молодого кандидата наук, скорее пугает этого молодого кандидата, чем является дополнительным стимулом поступления в аспирантуру. И хотя много амбициозных молодых людей хотят продолжить свои исследования в науке, уровень зарплат молодых кандидатов в университетах отпугивает нашу молодежь от такой работы и не стимулирует их для написания качественной дипломной работы. А вот если следующее место твоей работы и зарплата зависит от количества статей на международных конференциях и качества твоей дипломной работы, то волей-неволей начинаешь задумываться над тем, чтобы трудиться более усердно.
Хочется также отметить, что некоторые выпускники университета Тренто, которые остались здесь работать, уже создали семьи и у них растут маленькие дети. Мне кажется, что этот факт является самым лучшим доказательством стабильности. На встрече бывших студентов Белгосуниверситета с ректором, когда он приезжал в Тренто, мы обсуждали вопросы, которые нас волнуют сейчас.
Большинству студентов не безразлично будущее развитие науки, и, в особенности, ее развитие в Беларуси. Возможно, некоторые хотели бы по окончании аспирантуры вернуться в Беларусь. Но в нашей стране на данный момент наши дипломы являются обычными бумажками. Для того, чтобы их признали в нашей родной стране, необходимо перевести дипломную работу на государственный язык и перезащитить ее в ВАК. Неужели уровень нашей науки находится так высоко, что она не признает дипломы, которые признаются в самых развитых странах нашей планеты?
Именно эти вопросы волнуют нас в данный момент больше всего. Нежелание решать их отпугивает молодых ученых от возвращения на Родину», - заключает Юрий.