Белорусскому диктатору, взявшему курс на конфронтацию с Россией, отнюдь не гарантирована поддержка Евросоюза.
Как передает «Голос России», отношения между Минском и Москвой не будут прежними. Так прокомментировала видеовыступление Дмитрия Медведева пресс-служба Кремля. Ранее президент России дал оценку деятельности белорусского правителя.
За 16 лет своего президентства Александр Лукашенко привык к определенному формату дружбы с Москвой и определенному распределению ролей в этой дружбе. Себе Лукашенко отвел роль человека, которому позволено говорить что угодно и когда угодно. Москве же досталась роль великодушного, щедрого, а главное - терпеливого партнера, обязанного не только обеспечивать экономическое процветание режима Лукашенко, но и прощать ему любые высказывания в адрес российского руководства.
Тема высказываний Лукашенко возникает не впервые. Однако на сей раз в своих риторических упражнениях Лукашенко, видимо, перешел черту, за которой даже российское терпение кончается. Медведев ответил, но в своей манере, отличающейся от манеры Лукашенко. Ответ Медведева - это короткий, выверенный, очень жесткий спич человека, которому уже давно есть что сказать.
По поводу антироссийской риторики, которая обострилась в Беларуси в преддверии выборов, Медведев замечает: «Стремление формировать в общественном сознании образ внешнего врага всегда отличало белорусское руководство. Только раньше в этой роли выступали Америка, Европа, Запад в целом. Теперь одним из главных врагов объявлена Россия». По поводу комментариев Лукашенко о внутренних российских делах Медведев замечает: президенту Беларуси следовало бы заниматься внутренними проблемами своей страны, «в том числе, наконец, расследовать дела об исчезновении людей». Таких слов из Кремля Лукашенко еще не слышал.
Итак, если отношения уже не будут прежними, то какими они будут? Свое мнение «Голосу России» высказал эксперт Института стран СНГ Владимир Жарихин:
«Экономическое и политическое сотрудничество между Россией и Беларусью будет в рамках только тех договоренностей, которые официально достигнуты и подписаны. Например, в рамках Таможенного союза, Союзного государства. Но преференций, которые достигаются на уровне устных договоренностей, как это было раньше, теперь не будет. Вот, наверное, в чем отличие».
Может ли Лукашенко, испортив отношения с Москвой, найти утешение в Брюсселе? Способен ли Евросоюз поддержать Лукашенко в противовес Москве? Комментирует глава Центра по изучению постсоветского пространства Алексей Власов:
«Конечно, в деятельности Брюсселя имеются двойные стандарты по отношению к постсоветскому пространству. И желание уязвить Россию может оказаться приоритетным по сравнению со стремлением Евросоюза отстаивать стандарты демократии, которые власти Беларуси соблюдают не в полной мере. Так что здесь, как говорится, 50 на 50. Но судя по той риторике, которую использует официальный Брюссель, вряд ли стоит ожидать открытого выступления евробюрократов в поддержку белорусского лидера».
Не факт, что в Брюсселе возобладает именно антироссийский подход, а не здравый смысл. И если Лукашенко решит сыграть на противоречиях между Брюсселем и Москвой, его может постичь большое разочарование.