Белорусский правитель преувеличивает свою стратегическую значимость как военного союзника России.
На третьи сутки, что Беларусь живет под впечатлением от обращения Дмитрия Медведева, здесь появилось что-то похожее на официальный ответ. Его, правда, называют неофициальным и относят к высказываниям некоего источника, близкого к окружению белорусского правителя. Но, по крайней мере, это - уже подобие реакции. Если верить этим сведениям, то получается, что Александр Лукашенко нашел выход из весьма щекотливого положения, в котором он оказался после откровений российского президента. Причем, выход отовсюду. Так, чтобы этот ответ «батьки» поместили в книжки. Или, во всяком случае, в газеты и прочие СМИ, передает «Голос России».
Здесь говорят, будто Лукашенко заявил, что в случае непризнания российским руководством его победы на будущих выборах Беларусь прекратит своё участие во всех основных интеграционных структурах постсоветского пространства. Логика сводится к тому, что коль он окажется нелегитимным руководителем для тех, кто хочет участия Беларуси в «союзном государстве», СНГ, ОДКБ, Таможенном союзе и прочих форматах, значит, и присутствие Беларуси в них становится нелегитимным.
В иных обстоятельствах это можно было бы принять за чью-то глупую шутку или информационную утку. Но сейчас это действительно похоже на правду. Хотя бы потому, что Лукашенко не остался бы самим собой, если бы не оскорбился как-то по-государственному. К тому же, во-первых, за ним это водилось и прежде, пусть и по мелочам. Он уже пытался саботировать работу интеграционных объединений, выбивая себе этими демаршами политическое и экономическое расположение. Во-вторых, шантаж - это его кредо. Как заявил на форуме «Россия зовет!» министр финансов Алексей Кудрин, официальный Минск оказывал давление на Москву при подготовке всех совместных проектов, стремясь получить дополнительные деньги.
«Этот список запросов очень большой», - сказал министр. Так что, если Лукашенко действительно задумал исход, то для него это не что иное, как последовательность.
Заметим, что побудительным мотивом для такой реакции стало замечание кремлевского источника о том, что «Россия даст адекватную оценку белорусским выборам». Хотя, какая еще оценка может быть? Альтернатива ей - только закрытые глаза. На это, видимо, Лукашенко и полагается. Поэтому, не тот ли это случай, когда шапка горит? Даже если это шапка Мономаха. Вместе с тем понятно, что Лукашенко хочет быть для страны всем. Даже радикальной оппозицией. Теми, кого он сам называл не иначе как «врагами народа». Ведь это они требовали и требуют выхода и из СНГ, и из «союзного государства». Но очевидно, что для страны это не выход - это расход. Пропаганда Лукашенко может пойти дальше и предложить народу ориентироваться на пример Грузии. Мол, она же покинула Содружество - и ничего, пока еще живет. И это будет тоже кстати. Тем более что Саакашвили уже выступал в белорусском государственном эфире этаким предвыборным промоутером Лукашенко.
Впрочем, серьезно относиться к угрозе выхода Беларуси из всех постсоветских форматов пока преждевременно. Ведь, главным образом - это угроза для самой Беларуси. Поскольку, несмотря на весь свой суверенитет, она никогда не была самостоятельной. Все ее относительное благополучие основывалось исключительно на российских преференциях, обусловленных, в том числе, участием официального Минска в тех самых постсоветских структурах. И выход из них для Лукашенко - это следование принципу - назло теще выколю глаз, чтобы зять ее был одноглазым.
Вообще, забавно, что официальный Минск решил, будто может быть самодостаточным. В этом видится что-то анекдотичное. Это когда хирург, вылечив пациенту, перелом руки, заверяет, что теперь он сможет даже на скрипке играть. «Странно, - отвечает тот. - До перелома я этого делать не умел». Хотя угроза от Лукашенко - это сама очевидность. Последний довод такого короля - это кукиш в кармане. А если король голый, то его даже спрятать некуда. С другой стороны, если Лукашенко всерьез полагает, что он и есть государство, пусть сам и выходит. Для начала, хотя бы из состава Беларуси.
Тему прокомметрировал директор международных проектов Института национальной стратегии, российский политолог Юрий Солозобов.
-- Насколько серьезно можно относиться к угрозам, поступающим из Минска?
-- Мне кажется, что это последний блеф Александра Лукашенко. Он торгует уже несуществующими альянсами. Союзный договор де-факто не работает. И если Москва откажется от него, ничего страшного не будет. В ОДКБ роль Минска как таковая довольно сомнительна, потому что в Конституции Беларуси есть пункт, который прямо запрещает присутствие белорусских военных на территории третьих стран. Это означает, что ни один белорусский солдат или офицер не может участвовать в полноценной миротворческой операции в рамках ОДКБ. Мы прекрасно видели это на примере Кыргызстане и создания войск КСОР. И даже недавние учения на территории Беларуси белорусские СМИ выдавали, как желание белорусских властей позволить российским военным защищать их национальную территорию.
Мне кажется, что на серьезный разрыв белорусский правитель не идет. Это предвыборный мотив. Я бы обратил внимание на очень важную деталь. С 9 по 11 ноября запланирован визит Лукашенко в Пекин и подписание важнейших документов, включающих крупные кредиты и предоставление земельных участков для китайских фирм. И то, что говорили аналитики на протяжении последнего года по поводу того, что Беларусь становится экономическим, военным и разведывательным форпостом Китая, обретает полноценное значение. Лукашенко просто меняет своего спонсора. Но я не думаю, что Пекин может оказать ему такую же помощь, как Россия или Евросоюз, а именно: предоставить гарантии легитимности после его выборов. Мне кажется, что послевыборная судьба Александра Лукашенко будет трудной. И нам не надо пугаться угроз этого уходящего человека, уходящего политика.
-- Тем не менее, пока он участник предвыборного процесса и, вероятно, победитель. Имеет ли под собой основание опасение, что Россия может не признать в Лукашенко легитимного президента?
-- Россия может просто объективно отнестись к результатам выборов в Беларуси. Известно, что не всем кандидатам предоставлены равные административные и медийные возможности. Известно, что не все кандидаты могут принимать такое же полноценное участие в избирательной кампании, как Александр Лукашенко. Не всех кандидатов и их поездки по городам и весям блистательно освещают белорусские СМИ. Понятно, что этот административный ресурс работает на белорусского правителя. Но я плотно общаюсь с нашими белорусскими коллегами и знаю, что усталость от волюнтаристских решений Лукашенко ощущается не только среди народа, но и среди самой элиты. Я думаю, что белорусский правитель, скорее, повторит судьбу Хрущева, волюнтариста, который просто надоел членам Политбюро. Я считаю, что «октябрьский пленум» для Александра Григорьевича - не за горами.
-- Вместе с тем, у России и Беларуси достаточно много совместных проектов. В конце концов, на территории Беларуси есть российские военные базы, совместная ПВО. Не будет ли нанесен информационный политический удар по уже существующим форматам?
-- Может быть, информационный удар. Информационная война развязана белорусским руководством и белорусскими СМИ уже давно. Антироссийская военная риторика ведется очень эффективно, в том числе и с привлечением нашего журналистского корпуса и региональных СМИ. В любой стране мира это однозначно расценят как политический недружественный акт. Что касается реальных угроз по обеспечению военной безопасности, Россия уже подготовилась и имеет военные разведывательные и станции наблюдения ПВО нового поколения на своей территории. Мне кажется, что Лукашенко преувеличивает свою стратегическую значимость как военного союзника России.