Этот человек менялся и тем самым менял мир.
9 октября ему бы исполнилось 70 лет. К сожалению, не все в мире изменились, и он был убит в возрасте 40 лет, оставшись в истории как представитель, возможно, самой популярной рок-группы всех времен и народов. Как вы догадались, речь - о Джоне Ленноне, талантливом музыканте, певце, композиторе, художнике, писателе и основателе знаменитой ливерпульской четверки, которую мы знаем как «The Beatles», пишет РИА «Новости».
Но, прежде всего, он был хулиганом, бунтарем, нон-конформистом, которого мало смущали общественные условности чопорного Запада и который жил так, как хотел. Свой нрав он публично показал еще в 1963 году, когда на выступлении, где присутствовала королевская семья, громко крикнул: «Тех, кто сидит на дешевых местах, просим аплодировать. Остальные могут ограничиться позвякиванием своих украшений!».
Досталось от него и церкви. В 1966 году Леннон заявил, что «сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращения губят христианство во мне». Ватикан простил его только спустя 42 года, решив, что со стороны музыканта это была всего лишь шутка.
Вторая половина 1960-х годов - время не только мощнейшей «битломании», прокатившейся по всему миру, но и войны во Вьетнаме. Именно с ней связана, пожалуй, самая скандальная выходка Леннона, вернувшего королеве престижный орден Британской империи с припиской «Возвращаю Ваш орден в знак протеста против войны во Вьетнаме».
Неудивительно, что к концу десятилетия он стал иконой движения хиппи, а его песни, в частности, «All You Need Is Love» («Все, что тебе нужно - это любовь») - гимном «детей цветов», которые внесли, в конечном счете, большой вклад в развитие общества во многих странах.
Василий Аксенов вспоминал, что впервые увидел хиппи в 1967 году, в Лондоне: «Тогда они еще только начинались как наиболее эксцентpическое выpажение новой молодежной культуpы. Культуpа возникала спонтанно, никто, конечно, ее не насаждал, она pождалась в пабах Ливеpпуля, где впеpвые удаpили по стpунам Джон Леннон, Джоpдж Хаppисон, Ринго Стаp и Пол Маккаpтни, в маленьких лавчонках Мэpи Квант вдоль знаменитой Кингз-pоуд в Челси».
Это было время революционных романтиков, когда поколение «детей» активно бунтовало против косности «родителей». Во Франции студенты с лозунгом «Запрещается запрещать!» жгли и переворачивали машины, протестуя против политики тогдашнего президента страны де Голля, вынужденного в итоге покинуть свой пост. В ФРГ, на похоронах студента Бенно Онезорга, убитого полицейским, одна из будущих основательниц и лидеров печально известной террористической организации «Фракции Красной Армии» Гудрун Энслин произнесла знаменитые слова: «Они убьют всех нас. Это поколение Освенцима. Вы не можете спорить с людьми, которые построили Освенцим. Мы должны вооружаться!»
В США набирало силу мощное антивоенное движение, и молодые люди (среди коих был и будущий президент страны Билл Клинтон), протестуя против присутствия американских войск во Вьетнаме, выходили на улицы городов, а ветераны бросали свои боевые награды на ступени Конгресса. А в это время в гостиничном номере амстердамского отеля Джон Леннон с женой Йоко Оно проводили для журналистов знаменитое «постельное интервью» - сидя в пижамах на кровати, они рассказывали многочисленным журналистам о своем требовании положить конец американской агрессии во Вьетнаме (что, в конечном счете, и произошло спустя несколько лет, когда правительство Америки убедилось в бесперспективности войны).
Молодые пацифисты и хиппи тут же подхватили и другую знаменитую песню Леннона, «Give Peace a Chance» («Дайте миру шанс»), написанную им во время постельной акции протеста. Леннон, увидев в теленовостях, как ее поют протестующие, признался, что переживает самый лучший момент в своей жизни.
В СССР антиимперская риторика Леннона, в общем-то, импонировала властям - и в целом к «битлам» (несмотря на выпады отдельных музыкальных критиков и партфункционеров) относились вполне благосклонно. В частности, фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила с 1967 по 1984 год 35 пластинок с их песнями, а многие отечественные ВИА открыто подражали им. Группа даже была приглашена выступить осенью 1968 года в Москве, но после августа, когда советские танки вошли в Прагу, визит не состоялся.
Впрочем, лояльное отношение не распространялось на советских хиппи, которые появились примерно в то же время, что и их западные «коллеги». В первую очередь из-за их асоциальности и тесной связи с диссидентской средой. Можно было активно бороться за освобождение Анжелы Дэвис, но наличие ее аналога в СССР не предусматривалось. Советский человек не мог сторониться общественной жизни, обитать в коммунах и заниматься свободной любовью. Это были признаки «загнивающего Запада», о которых нам периодически сообщала программа Центрального телевидения «Международная панорама».
Несмотря на закат движения, отечественные хиппари существуют и поныне. Как, впрочем, и в других странах. Их культура послужила родоначальницей многих других молодежных субкультур. Например, рэперов, го́тов и ролевиков. Во многом благодаря хиппи получили развитие такие атрибуты общества, желающего, чтобы его считали демократическим, как терпимость к расовым отличиям, пацифизм, экологические движения, организации за альтернативную службу в армии, свободные путешествия по всему миру автостопом и т.д.
А значит, здесь есть заслуга и Джона Леннона, который пал от руки безумного убийцы почти 30 лет назад, 8 декабря 1980 года.