После политического скандала с руководством России Александр Лукашенко обратил свой взор еще дальше на Восток, – в Китай.
Столь щедрых предложений китайцы не получали давно. Лукашенко пригласил жителей Поднебесной переселяться в Беларусь, создать «китайский островок в Центре Европы». Такая щедрость вызвана критическим состоянием экономики Беларуси, пишет газета «Сегодня.ру».
Хотя во время своей знаменитой пресс-конференции Александр Лукашенко ругал министра финансов России Алексей Кудрина за то, что тот назвал экономику Беларуси нежизнеспособной, чем практически спровоцировал валютный кризис, виноват в болезнях системы все же не Кудрин, а именно Лукашенко. Долгие годы эксплуатируя советское наследие, он фактически законсервировал Беларусь. Однако теперь в этой консерве начался бомбаж. Проблема в том, что нельзя свернуть время и закуклиться, это было ясно еще в 1991 году, когда распался СССР. Лукашенко дал Беларуси прекрасный шанс на вдумчивое, неторопливое реформирование. Однако шанс этот был загублен, потому что вместо модернизации белорусской экономики, вместо переориентации Лукашенко начал заниматься тем, что лучше всего умел любой советский активист: втирать очки. В итоге, к 2010 году Беларусь накопила проблем еще больше, чем в 1991 году.
После того, как отношения с Россией окончательно испортились, и спонсорство Кремля сошло на нет, Лукашенко бросился искать других братьев по разуму. Сперва он обратил взор к Уго Чавесу. Но Чавес и сам не слишком уверенно себя чувствует, да к тому же переориентация на Венесуэлу стоит дороже, чем замирение с Россией. Несмотря на то, что опустевшая Клайпеда готова принимать у себя нефть для Беларуси по приемлемым тарифам, несмотря на то, что латиноамериканская нефть лучше по качеству, это все равно выходит дороже, чем российская нефть. Просто потому, что деньги нужны уже сейчас, а не потом, когда страну накроет дефолт. Несмотря на то, что Экономический суд СНГ принял сторону Беларуси в вопросе экспортных пошлин на нефтепродукты, его постановление носит всего лишь рекомендательный характер.
Китай уже предлагал Лукашенко свою помощь в виде кредита в $15 млрд., но кредит этот должен был уйти на приобретение китайской же продукции. В то время как Батьке очень нужны живые деньги на подкуп избирателей. Поездка в Китай на волне кризиса с Россией должна показать Москве, что союзников можно найти и подальше, чем Кремлевская стена. Проблема в том, что все эти поиски союзников и партнеров начались слишком поздно. Их надо было начинать практически сразу, чтобы к этому году страна была утыкана предприятиями и имела конкурентоспособную экономику. Засидевшись на очень приятных нефтяных доходах из российской трубы, Лукашенко упустил драгоценное время, пытаясь освоить инновационное земледелие, угробив значительную часть пригодных для сева земель под свои прожекты и развратив население непрерывными предвыборными подачками.
Теперь, когда Россия разочаровалась в былом союзнике, Лукашенко заходится в антироссийской риторике, эксплуатируя образ непонятного гения и гонимого пророка, которого, как известно, в своем отечестве нет. В России для незначительной социальной прослойки маргиналов он все еще остается светом в окошке сплошного дикого капитализма. Однако его поклонники неизбежно стареют так же, как и его псевдосоциалистический рай в отдельно взятой стране. Псевдо – потому что построен за чужой счет. А точнее, за счет тех самых симпатизантов из России.
После того, как президент России отказался иметь дело с Лукашенко, Батька остро нуждается в меценатах, чтобы продемонстрировать: мы и без русских сдюжим, не пропадем, когда такой бывалый президент у руля. Пожалуй, поездка в Китай достаточна для демонстрации, но явно недостаточна для спасения тонущего корабля лукашизма. Даже если Лукашенко сумеет выиграть выборы, часы его политической жизни сочтены: ни Китай, ни Венесуэла не сумеют повернуть время вспять.