Появление в начале октября Лукашенко в Турции было таким внезапным для многих, что почти никто сейчас об этом событии уже не вспоминает. Возникло ощущение, что это очередной экспромт в стиле его памятного блиц-визита в Нагано на Олимпиаду.
Но турецкий вояж призван был нести куда большую смысловую нагрузку для будущего белорусского режима. Ведь катание на лыжах в Нагано, по сути, закончилось, как помнится, скорой и громкой отставкой белорусского посла Петра Кравченко, которого никак не могли сразу заманить обратно домой. С тех пор о работе дипмиссии РБ в Токио ничего толком не слышно. А вот в Анкаре, похоже, белорусским дипломатам предстоит напряженная работа.
Как подчеркнул Сергей Мартынов, рабочий визит главы белорусского государства Александра Лукашенко в Турцию и проведенные предметные переговоры с президентом и премьер-министром этой страны выводят двусторонние отношения на гораздо более серьезную, основательную и перспективную платформу. Переговоры, состоявшиеся в Стамбуле, носили развернутый характер.
На них был обсужден весь спектр двусторонних отношений: от экономического взаимодействия в международных и региональных организациях. По словам Сергея Мартынова, лидеры двух государств условились, что в скором времени президент и премьер-министр Турции будут готовы совершить визиты в Беларусь. В этой связи, как отметил министр, предстоит интенсивная и серьезная работа по реализации состоявшихся договоренностей.
Остается только добавить, что Лукашенко все эти «предметные переговоры» в Турции провел без участия прессы. И совершенно очевидно, что просто так, приехал и запросто встретился, без всяких там анонсов, с президентом и премьер-министром, быть не могло. Эти встречи заранее тщательно готовились. А то, что они стали таки неожиданностью для многих, во многом надо приписать заслугу внешнеполитическому, может быть и иным ведомствам.
При этом было бы уместным задаться вопросом: насколько стратегические союзники Беларуси и Турции были осведомлены о рабочем, как говорят в Минске, визите белорусского руководителя на берег турецкий? Что то в осведомленных при помощи кремлевских источников российских СМИ об этом ничего не было слышно. Впрочем, как и том, встречался ли министр иностранных дел Мартынов со своим российским коллегой Лавровым в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН накануне визита Лукашенко в Турцию.
Ведь между Беларусью и Россией существует документ о согласованной внешней политике обеих государств. Конечно, информировать друг друга можно и по иным каналам связи. Примечательно, что Лукашенко «рванул» в Турцию буквально на следующий день после масштабной и резонансной пресс-конференции в Минске для российских журналистов. Судя по всему, все зрители и слушатели этого действа ни слухом, ни духом не знали, что на следующий день Лукашенко уже в Минске не будет.
А ведь белорусско-турецкие отношения не могут быть безразличны Москве. Хотя бы потому, что они все больше начинают касаться тем поставок энергоресурсов. Та роль, которая придается Турции по транзиту энергоресурсов в Европу, далеко не исчерпывается путинскими проектами. Все чаще Анкара подымает тему экологической безопасности при прохождении караванов танкеров с нефтью через пролив Дарданеллы.
Турки не скрывают, что намерены не только поднять цены за прохождение через пролив, но и жестче регламентировать, методом сокращения вообще количества таких караванов в Черном море. Как известно, с недавних пор там появились танкеры с венесуэльской нефтью, предназначенной для Беларуси. Пока их не много. Но уже достаточно, чтобы на тему экологической безопасности, цены за транзит через пролив вести предметный разговор между Анкарой и Минском. Вот этот аспект, на первый взгляд, внезапного визита Лукашенко в Турцию, к сожалению, так почти никто и не заметил.
Так уж совпало, может и не случайно, что после визита Лукашенко появилась информация,что уже в конце ноября 2010 года Украина намерена осуществить пробную прокачку 80 тыс. тонн венесуэльской нефти на Мозырский нефтеперерабатывающий завод путем использования в аверсном режиме нефтепровода «Одесса-Броды» и нефтепровода «Дружба».
Нефтепровод «Одесса-Броды» работает в реверсном режиме по направлению в Одессу. В настоящее время венесуэльская нефть поставляется на Украину танкерами по морю, а в Беларусь направляется железнодорожным транспортом.
Первый вице-премьер Украины Андрей Клюев и первый заместитель премьера Беларуси Владимир Семашко 12 июля подписали межправительственное соглашение о мерах по развитию сотрудничества по транспортировке нефти по территории Украины в Беларусь.
По данным Минтопэнерго, Украина имеет технические возможности для приема нефти в черноморских портах страны, ее перевалки и дальнейшей транспортировки в Беларусь с использованием железнодорожного и трубопроводного транспорта в соответствии с предложенными белорусской стороной объемами - до 4 млн тонн нефти в период с 1 мая 2010 по апрель 2011 года с последующим увеличением до 10 млн тонн нефти в год.
Контракт на поставку нефти в Беларусь через Одесский морской торговый порт подписан во время визита президента этой страны Александра Лукашенко в Венесуэлу в марте. Согласно договоренностям А.Лукашенко и президента Венесуэлы Уго Чавеса, Минск планирует закупить у Каракаса 4 млн тонн нефти в 2010 году и 10 млн тонн - в 2011 году.
Не стоит преуменьшать масштабность планов минских стратегов, которые, видимо, увидели для себя спасательную перспективу, чуть ли не последний шанс, в форсировании развития отношений с Турцией накануне визита Лукашенко в Иран. Сегодня натовской Турции никто не мешает развивать отношения с фундаменталистским Ираном. Причем, именно в энергетической сфере. При этом, как отмечают наблюдатели, Анкара не побоялась открыто поссориться с Израилем, а в адрес США заявить, что она больше не является их младшим братом. Так что тема старшего- младшего брата присуща не только взаимоотношениям Минска с Москвой.
Что касается отношения между Беларусью и Турцией, то они переживали разные периоды. Турция была первой натовской, и не только, страной, которая признала национальный суверенитет Республики Беларусь. Именно турецкий посол был первооткрывателем дипкорпуса в Минске. Тогда, темп развития белорусско-турецких отношений кого-то сильно напугал и возник шпионский скандал. Были выдворены некоторые турецкие дипломаты, что сильно омрачило двусторонние отношения. Но придя к власти, Лукашенко публично принес извинения за действия КГБ, подвластного прежней власти.
Трудно припомнить, чтобы Лукашенко когда-либо еще приносил такие извинения. Но в Турции этого его поступка не забыли… Как и обещаний, в свете пресловутой многовекторной внешней политики, тогдашнего главы МИД РБ Ивана Антоновича сделать Беларусь этаким торговым, энергетическим мостом между Турцией и Балтией, Скандинавией. Только теперь в этой белорусской схеме, вернее головах минских стратегах, место России как-то не обозначается.
Роман Яковлевский, zapraudu.info