Генерал-майор Валерий Фролов пишет в «Народной воле» о предстоящих президентских выборах.
Зарегистрированы инициативные группы претендентов на пост президента. Их аж 17 (правда, две уже отпали). Ну просто разгул демократии в стране! И я еще «поддал жару», предсказав накануне кампании появление в числе претендентов крупного государственного чиновника...
Да, я действительно надеялся, что такой чиновник объявится по следующим причинам.
Первая. Население, конечно, чиновничью братию не любит. Тем не менее, на мой взгляд, это не самые счастливые люди. Да, они ездят на крутых машинах, не бедствуют, обеспечивают за счет себя рост средней зарплаты почти до 500 долларов, хотя сами могут иметь в несколько раз больше. Но во многом им не позавидуешь. Дай показатели, дай план, сделай то, сделай это — причем зачастую вопреки здравому смыслу. Нужно угодничать, быть холуем, совесть засунуть подальше, и все равно при неудачном телодвижении можешь оказаться у разбитого корыта, а то и в тюрьме. И чем выше поднимаешься, тем больнее падать. И ведь понимают, что дурью занимаются, но молчат. Молчат годами! А ведь далеко не все там идиоты и сволочи, и на них многое еще держится. Простой человек хоть с бригадиром, мастером душу отведет, с друзьями посидит, а чиновник и с друзьями должен держать ухо востро. Конечно, надоело.
Вторая. И для России, и для Запада наиболее приемлемый вариант смены власти — это опора при проведении структурных реформ не на штатных оппозиционеров, которые в силу объективных причин не имеют опыта реальной управленческой работы, а на людей у власти, знающих, как функционирует государство с его институтами, и способных не допустить сбоев в работе государственной машины, хаоса, периода бестолковщины. Конечно, революции — это слишком радикальные сценарии. И в то же время и Западу, и России хотелось бы видеть в главе Беларуси более предсказуемого и договороспособного человека, для которого выработанные мировым опытом стандарты в экономике, международных отношениях, праве и других сферах жизни будут приемлемы и понятны. Нынешний хозяин «Красного дома» может обижаться, но все-таки не принимает мировая элита стили руководства Гитлера или Сталина, не могут цивилизованные люди в этом смысле разделить восторги нынешнего белорусского правителя.
Понимая, что в условиях Беларуси появление крупного чиновника в качестве кандидата в президенты проблематично, я все-таки до последнего дня надеялся на этот наименее болезненный вариант перестройки госмашины. Не дождался, смелых не нашлось. И тогда, реально оценив свой потенциал, в первую очередь по созданию денежного фонда под избирательную кампанию (чтобы, как говорит Николай Статкевич, не быть клоуном), я отказался от претензий на высокий пост, а вошел в инициативную группу Андрея Санникова. В прошлом это тоже крупный чиновник — заместитель министра иностранных дел, имеет большой опыт, представлял нашу страну на судьбоносных международных переговорах, в том числе — на переговорах по разоружению. Заметьте, на победу Андрея Санникова также решили работать три бывших руководителя парламента С.Шушкевич, М.Гриб и А.Войтович, а еще Р.Горецкий, Ю.Хадыко, А.Марочкин, А.Шатерник, Ю.Хащеватский, С.Законников и многие другие уважаемые люди, с которыми я знаком и дружу много лет.
Признаюсь честно, были у меня сомнения, не наврежу ли я Санникову. К тому же после публикации в «Народной Воле» статьи «За мной!» с десяток недобрых писем получил: «засланец», «генерал мирного времени», «служил только в теплых местах», «не ходила по моей спине милицейская дубина», «бывший депутат, которого никто не выбирал», «русский, езжай в Москву»... Почему-то писали люди, которых и я не знаю, и они не знают меня.
А вот Дмитрий Дашкевич, руководитель незарегистрированного «Молодого Фронта», никогда ничего такого мне не говорил. Видимо, не подозревал он во мне «засланца», когда после двух избиений (с переломом ребер), суда за несанкционированный митинг (штраф 300 минималок) и многочисленных задержаний мы впервые поехали с ним на «химию» к Павлу Северинцу.
«Служил в теплых местах...» Да, двенадцать лет — на Дальнем Востоке (8 лет в Амурской области). Летом там и правда жарко. А в 1991—1993 годах — в Вильнюсе командиром дивизии, начальником Вильнюсского гарнизона. Конечно, мог там стать «немирным генералом», пострелять по толпе... Но не вляпался я в такую глупость.
А то, что выборов нормальных в нашей стране нет, — так откуда мне знать об этом? Это же мы, трое депутатов Палаты представителей, просто от безделья голодали, требуя внести поправки в Избирательный кодекс. Кстати, голодали мы вместе с Виктором Ивашкевичем, представителем Партии БНФ, который тоже сейчас работает в инициативной группе Санникова.
Ну, а насчет того, что я русский... Два столетия в составе России не прошли для белорусов бесследно. Але быў час, калі я размаўляў выключна па-беларуску, бо выхоўваўся ў вёсцы ў бабулі Тэклі. Але калі вяртаўся ў Мінск і гаварыў па-простаму, то, здаецца, менавіта цяперашнія апантаныя змагары за мову казалі мне — «колхозник». І я хуценька перавучваўся гаварыць «правільна»... Але вельмі зайздрошчу, што Андрэй Алегавіч Саннікаў ведае і англійскую, і французскую, і польскую, і рускую, і беларускую мовы. Гэта паспрыяе ўсталяванню добрых адносін нашай краіны з суседзямі. Я, на жаль, добра ведаю толькі рускую, беларускую і камандзірскую. Ну, і трошкі літоўскую, бо, калі служыў у Літве, амаль два гады хадзіў з літоўскім слоўнікам. (Лаба дена. Мяс сяней несиматима. Аш джаугюас юс сутикас. Кейп юсу свейкота? Кейп рейкалай? Висо гяро. — Добрый день. Мы с вами давно не виделись. Как ваше здоровье? Как дела? До свидания). Можа, і я чым дапамагу?..
Убежден, Андрей Олегович, которого знаю уже десять лет, не будет делить белорусов на «своих» и «чужих», на «правильных» и «неправильных», на «чэсных» и «нячэсных». У этого человека нет шор радикализма. Зато есть богатый жизненный опыт работы в качестве крупного чиновника- международника, опыт дискуссии и диалога, опыт компромисса и отстаивания своей позиции. Это очень важно сейчас для Беларуси.
Конечно, я знаю и многих других кандидатов (кроме некоторых совсем уж новых лиц). Но соглашусь со Светланой Алексиевич, что помимо любви к Родине, президенту нужны и профессиональные качества управленца, экономиста, нужны знания, навыки, умения реально руководить сложными процессами, принимать решения и брать ответственность на себя.
И давайте не путаться среди 17 фамилий. К сожалению, некоторые претенденты, кроме любви к Родине (хотя это тоже немало), ничего в свою пользу предъявить пока не могут. Понятно, какие цели они ставят: личная раскрутка, пиар, создание имени... Эти цели вполне можно объяснить, но не принять. Потому среди 17 фамилий серьезных кандидатов все-таки немного. Но я очень боюсь, что совместными усилиями власти и многочисленных альтернативных кандидатов выборы превратятся в клоунаду. И может так случиться, что в 2011 году мы в полной мере ощутим итоги наших «игрищ амбиций» и в экономике, и в социальной сфере, что не исключает и киргизского сценария развития событий, потому что главный итог больших политических противостояний ощущает на себе народ. Только представьте, что будет, если после 19 декабря Беларусь окажется с нелегитимным президентом, которого не признают ни Запад, ни Россия, ни США?.. Кто будет подписывать договоры по поставкам нефти, газа, по международным кредитам?..
Мужики (Гайдукевича, Терещенко, Михалевича это не касается), пора кучковаться! Как вариант — предлагаю вокруг Санникова. У нас есть шанс на победу.
Валерий Фролов, генерал-майор, «Народная воля»