Странную статью опубликовал на сайте «Белорусский партизан» известный российский журналист Павел Шеремет.
Хотя Павел Шеремет призывает белорусских коллег «не раскалывать оппозицию» в преддверии выборов, он позволяет себе публиковать абсолютную ложь и клевету и оскорблять оппозиционных кандидатов в президенты. В условиях нынешней ситуации, когда мы все должны бороться за нормальное будущее страны, статья Шеремета – аморальна и заставляет задуматься, что движет автором.
Приводим текст полностью:
Письмо коллегам
Нам не надо играть в выборы, достаточного того, что в них играет власть.
Обычно я не комментирую творчество своих коллег, тем более не выступаю с критикой в адрес журналистов, если они не совершают каких-то постыдных поступков как граждане. Я даже не отреагировал на оскорбительные и идиотские обвинения одного когда-то подававшего надежды, но так и не реализовавшего свои амбиции, оппозиционного редактора. Каждый имеет право на собственное мнение, и это право надо охранять. На этом стоит «Белорусский партизан», поэтому мы не модерируем ленту комментариев, этому принципу в профессии и по жизни стараюсь следовать и я. Однако иногда невозможно промолчать.
Недавно я прочитал комментарий журналиста Александра Класковского о предвыборной ситуации в Беларуси и о кампании Владимира Некляева. Автор - человек действительно уважаемый, тем более странным мне показался его текст. Хочу высказать свое мнение в порядке полемики, конечно, а не осуждения.
Во-первых, неудачным мне показался образ, который Класковский придумал для Некляева. Он несколько раз называл его поэтом-«оборотнем». Это не точно по сути, потому что никаким оборотнем Некляев не является. То, что он 30 лет назад написал тексты к популярным шлягерам, не лишает его права сейчас проявить свою гражданскую и политическую позицию. Оборотнем, выступи он как кандидат в президенты, мог бы стать писатель Чергинец. Он по жизни оборотень - генерал милиции без милицейской биографии, писатель без таланта и руководитель писательского Союза без настоящих писателей. То есть днем одна жизнь, ночью - совсем иная, ложь прикрывает истинные мотивы, и никогда не знаешь, с кем ты общаешься и что от него ждать в следующий момент. Это и есть настоящий оборотень. Не про Некляева!
Жонглировать такими псевдо красивыми образами надо очень осторожно. Мы живем в условиях диктатуры, которая ежечасно отжимает нормальных людей, поэтому нельзя даже в писательском угаре подыгрывать этой преступной власти.
Но Класковский не ошибся, он сознательно пинает Некляева. И это вторая причина моей реакции на его текст. Исподволь, но довольно едко, он поддевает кандидата. Иногда за дело - за дурацкие листовки, напечатанные в Самаре. За эти листовки Некляев получил предупреждение ЦИКа, и может быть снят с выборов. Листовки, кстати, реально могли оказаться провокацией властей. Действительно, у Некляева слабоватая команда в избирательном штабе, но уж точно она не состоит из идиотов. Они могли напечатать миллионы-миллиардов своих листовок, но проверить, стоят ли там выходные данные российской типографии, ума у них должно было хватить.
Некляева можно и нужно критиковать. За ошибки избирательной кампании, за какие-то рекламные ходы, за отдельные заявления. Но комментатор Класковский обращает внимание не на это. Он как бы походя разоблачает Некляева и пишет про слухи о якобы российском происхождении денег у поэта. Что является абсолютной ложью.
У меня возникло ощущение, что Александр Класковский свои симпатии к одному независимому кандидату - Санникову - конвертирует в неприязнь к другому - Некляеву. Я считаю это категорически недопустимым и вижу в выступлении уважаемого журналиста опасную для немногочисленного демократического сообщества тенденцию. Все эти годы власти раскалывали оппозицию, сейчас мы сами разрываем наши жиденькие ряды и мечемся между 2-3 слабыми кандидатами. А мы должны быть едины, только тогда у нас появится шанс хоть что-то изменить.
Мне категорически не нравится Андрей Санников как человек и как политический деятель. Я считаю его негодным. Он совершил множество постыдных поступков. Он сделал много гадости лично мне. Но до 19 декабря 2010 я пишу об этом в первый и последний раз. Ничего подобного вы не прочитаете на «Белорусском партизане». В отличие от близкого к Санникову сайта мы публикуем информацию обо всех кандидатах, давали и даем много статей и о Санникове.
Сейчас, например, активно поползли слухи о том, что у Санникова появились ресурсы. Причем не из-за продажи собственной квартиры, как он обещал. Якобы деньги на кампанию Санникова бросил Березовский, чтобы реализовать новую схему элегантной победы Лукашенко: остается президент и красивый, но слабый оппозиционный кандидат, которого Лукашенко разбивает в пух и прах. Поэтому Некляева власти с выборов снимают, а Санникову подыгрывают. Если мы получим реальное подтверждение этим слухам, то станем не просто писать, а будем кричать на всю Ивановскую об этом. А пока это лишь слухи, которые мы считаем бредовыми, к ним нельзя относиться серьезно. Пока у Санникова сохраняются шансы на победу, мы будем его всячески поддерживать, потому что его демонизм все равно в тысячу раз безобиднее демона Лукашенко. И с Некляевым также поступаем, и с любым другим оппозиционным кандидатом.
Еще можно терпеть некоторый плюрализм до окончания сбора подписей и официальной регистрации кандидатов. Но после я и мои товарищи бросим все свои силы скудные на того единственного, кто останется против президента.
Кстати, скоро мы узнаем, кто из кандидатов - агент КГБ. Если Гайдукевича с выборов сняла не власть, а кто-то иной, то для массовки должна появиться новая подставная фигура. Тот, кто по определению не должен был собрать 100 000 подписей, например, Михалевич, Костусев, Римашевский, Терещенко, но сделает это и легко пройдет регистрацию в ЦИКе, а после этого не снимет свою кандидатуру в пользу единого оппозиционного кандидата, тот и станет подставой КГБ.
Хотя я уверен, что Гайдукевича пройти на выход попросили власти. Александр Лукашенко ужасно нервничает, его ближайшее окружение не уверено ни в элегантной, ни в обычной победе босса. Они толкают нас к бойкоту выборов. Это выглядит логичным: власти душат оппозицию, та бойкотирует выборы, оставляя президента единственным и безальтернативным. Но бесстыжего президента это не смутит. Наоборот, он будет счастлив и выиграет выборы, объясняя, что не мог безответственно бросить белорусский народ на произвол судьбы.
Белорусские власти сейчас отрабатывают два варианта: бойкот со стороны оппозиции и выборы с подставным кандидатом-оппозиционером. Только это можно обсуждать, а критиковать и высмеивать оппозицию следует крайне осторожно. Оставим это неприятное дело лакеям режима из БТ и многочисленных совбелий. Вернемся к этому вопросу после 19 декабря 2010 года. Сейчас нет времени на внутренние склоки.
Беларусь сейчас не Европа. Давно ей уже не является и еще очень не скоро превратится в европейское государство. Поэтому изображать из себя европейцев не стоит и имитировать процессы, которые привычны для нормальных демократических стран, не надо. Не надо играть в выборы, достаточно того, что власть в них играет. Для нас это вопрос жизни или смерти, это не площадка для интеллектуальных упражнений и реализации своих журналистских амбиций. Времени нет, жизнь стремительно утекает сквозь зловонную канализацию белорусского режима.
Павел Шеремет, «Белорусский партизан»