Лидер «Европейской Беларуси» выступил в эфире «Эха Москвы».
Претендент на пост президента Беларуси принял участие в программе «Разворот» на радиостанции «Эхо Москвы».
-- Андрей Олегович, очевидно, что Россия не поддерживает Лукашенко сегодня. И очевидно, что Лукашенко не кандидат России на предстоящих президентских выборах. У белорусского народа есть и другие кандидаты. Как вам кажется, кто наиболее предпочтительный для России кандидат? На кого сделает ставку, кого будет поддерживать?
- Предпочтительных я думаю несколько кандидатов. Вообще в Беларуси более 9 миллионов населения живет. И странно было всегда слышать, что кроме Лукашенко нет никого. Нет никого, потому что для нас существует запрет на телевидение, FM-радио, в информационных СМИ мы просто не упоминаемся. То есть достойных кандидатов достаточно для Беларуси. Которые будут нормально руководить страной и в том числе нормально выстраивать свои отношения с соседями. То, что сейчас происходит в отношениях России и Беларуси из-за Лукашенко просто неприемлемо.
-- Последние события показывали, как сильно испортились отношения у Кремля с Лукашенко. Однако Владимир Путин, проводя заседание союзного государства Россия-Беларусь, точнее Таможенного союза Россия-Беларусь-Казахстан, сказал следующее, внимание: «Я убежден, проблемы спора и недопонимания, которые возникают между близкими соседями, да как и в семье это бывает, они неизбежны. Но жизненные интересы и чаяния наших братских народов важнее». Не значит ли это, что может быть это такой намек на то, что Кремль все равно одобрит Лукашенко? Дальше они уже будут ссориться, но пока выборы, Кремль говорит, что Александр Григорьевич, пока выборы, мы с вами, а дальше будем опять ругаться.
- Я бы два момента отметил. Во-первых, то, что это было сказано на заседании на уровне премьеров. Это было сказано не Лукашенко, а премьеру Сидорскому. То есть, адресовано через него Беларуси. И второе, да, я считаю, что мы не знаем, как поведет себя Россия на этих выборах. Потому что была неизменная линия на поддержку Лукашенко, это и порождало антироссийские настроения в Беларуси. Потому что для нас давно понятно, что надо менять ситуацию, надо менять власть. Мы оказались в очень тяжелой ситуации, политической, экономической, социальной. И постоянная поддержка в течение 16 лет одного человека, который нарушил все законы и не имеет права, на мой взгляд, баллотироваться на данных выборах, привело уже к конфликтам и будет приводить к еще большим конфликтам. Поэтому мы бы хотели, чтобы декларируемые Россией цели выравнивания отношения, нормализация отношений, сотрудничество с Беларусью, действительно реализовывались. При Лукашенко невозможно их реализовать.
-- Возвращаясь к теме выборов и процедуры. Вы последовательно на протяжении всех 2000 годов выступали с акциями против фальсификации белорусских выборов. Об этой ситуации спрашивали и журналисты белорусских СМИ, в том числе оппозиционных СМИ, сайт charter97.org у господина Нарышкина, главы администрации президента России. Его спросили: что будет делать Россия, будет ли она вмешиваться, если обнаружит, что белорусская сторона пошла на фальсификацию итогов выборов. Ответ Нарышкина ни да, ни нет. Он не сказал ничего конкретно. Он сказал: безусловно, нам не все равно, кто станет президентом, потому что такое событие как президентские выборы являются ключевым. Но ничего конкретного относительно самой процедуры выборов он не сказал. Чего вы ждете как оппозиционный кандидат от российской стороны? Ждете ли вы, что мы пришлем своих наблюдателей, будем очень тщательно следить за процедурой, протестовать, вы ждете какой-то дополнительной активности?
-- Я жду реализации тех заявлений, которые уже были сделаны, либо тех намеков, которые были сделаны, что российские наблюдатели, наблюдатели от СНГ будут координировать свою деятельность с наблюдателями ОБСЕ, международным наблюдателями. Да, я жду приезда наблюдателей. Мы заинтересованы в этом, чтобы приехали и наблюдатели под эгидой ОБСЕ и СНГ России.
-- Как правило, от России ездила делегация ЦИК и господин Чуров. Вы ждете, что господин Чуров и ЦИК России проследят за тем, чтобы в Беларуси не было фальсификаций?
- Я жду, что они честно оценят ситуацию. Потому что я сейчас езжу, встречаюсь с людьми, и никто не сомневается, что цифры будут подтасованы, что голоса не будут считаться. Но, тем не менее, люди заряжены на то, чтобы поменять ситуацию, чтобы поменять власть. Люди заряжены на то, что Беларусь должна уже выйти на новый уровень развития. То есть на уровень нормального развития. И вот эта активность людей просто продемонстрирует, что у нас у тех, кто представляет оппозицию или скажем другими словами - альтернативу курсу Лукашенко, поддержка преимущественная. И это демонстрация, я надеюсь, будет наглядна еще до дня выборов.
-- Андрей Олегович, от позиции России, когда мы говорим о выборах в Беларуси, что зависит?
-- Очень многое зависит. Поскольку народ в Беларуси не хочет враждовать с Россией. И когда Россия начала называть вещи своими именами, те вещи, которые происходят в Беларуси при диктатуре Лукашенко, это кардинально поменяло отношение к шансу белорусов на этих выборах. Поскольку до сих пор Европа оценивала жестко и справедливо фальсификации выборов, называла вещи своими именами. Россия поддерживала Лукашенко. И тем самым развязывала ему руки. Тем самым Лукашенко после очередных выборах или референдума провозглашал себя победителем, и все становилось по-прежнему, или даже хуже. Сейчас я боюсь, что экономическая ситуация просто-напросто приведет к очень серьезным последствиям в экономике Беларуси, то есть для жизни людей. И роль России сегодня после того, как прозвучали оценки Лукашенко и его режима, она возросла неимоверно. Люди с надеждой смотрят на то, что Россия поможет действительно Беларуси стать нормальным государством.
-- Сказали: все сфальсифицировано. Дальше что?
-- Мы требуем тогда новых выборов. Там вариантов много. Поскольку у нас нет доступа к телевидению, мы не можем напрямую обратиться к народу Беларуси, мы будем обращаться через улицу, через демонстрации.
– Так Лукашенко и пустит наблюдателей от ОБСЕ на выборы в Беларусь.
-- Пускает. Он не пускает считать голоса. Я разговаривал с наблюдателями на прошлых выборах, вернее на парламентских прошлых так называемых в 2008 году, полдня было великолепно все. Они даже думали, что может быть, действительно что-то поменялось. Полдня с ним были вежливыми, им все показывали. После обеда наступило время Ч, их стали оттеснять, стали проявлять агрессию и наблюдать за подсчетом голосов их не допустили.
-- Как шумиха в Европе может изменить ситуацию с фальсифицированными выборами…
-- Не только шумиха. Европа способна принять какие-то и меры. Например, есть примеры применения санкций США, эффективного применения и тогда выпустили политзаключенных в Беларуси. Включая Александра Козулина, который был кандидатом на прошлых президентских выборах. У Европы, у России есть все рычаги для того, чтобы воздействовать на незаконную ситуацию в Беларуси.