Отказ премьер-министра России снизить цены на газ для Беларуси комментируют эксперты.
Несмотря на то, что Минск в своем стремлении добиться от России дисконта по нефтегазовым платежам в последнее время значительно снизил градус риторики, он до сих пор не оставляет попыток получить преференции. При этом позиция российской стороны, которую в очередной раз публично подтвердил Владимир Путин, остается неизменной.
По словам российского премьера, цены на газ для Беларуси в 2011 году должны соответствовать ранее подписанному контракту, сообщает РИА «Новости». Так Владимир Путин отреагировал на недавнее выступление замминистра экономики Беларуси Анатолия Филонова, который заявил, что надеется на снижение цен. При этом белорусский чиновник не уточнил, на какую именно скидку рассчитывает Минск.
Известно лишь, что в этом году «Газпром» поставляет в Беларусь газ по цене $184 за 1000 кубометров. При этом, в соответствии с прежними договоренностями, в следующем году они должны были подняться до $220 (правда, белорусские власти, которые готовы отчаянно биться со своим союзником за каждый доллар, настаивают, что речь идет лишь о $210). Стоит напомнить, что в любом случае эта эксклюзивная для Беларуси формула цены предполагает применение специального скидочного коэффициента к средней стоимости газа для европейских стран. Однако белорусское руководство на правах стратегического партнера не готово довольствоваться простой скидкой и требует от Москвы продавать газ по внутрироссийским ценам. В свою очередь, российские власти указывают на то, что такой подход может быть реализован лишь в условиях равнодоходности поставок газа на внешний и внутренний рынки. До тех пор, пока это не произойдет, Беларусь должна будет платить за газ больше российских потребителей.
Российско-белорусские разногласия в энергетической сфере комментирует KM.ru генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
– Позиция Беларуси по вопросу о формировании цены поставки российских энергоносителей давно и хорошо известна. Согласно ей, Россия якобы обязуется поставлять газ Минску по внутрироссийским ценам, хотя в действительности такого соглашения не существует. И это все – не более чем байка, которая активно культивируется Лукашенко и рядом его сторонников в России. Эту позицию часто можно встретить и в российских СМИ: поскольку белорусы – наши братья, значит, они должны платить столько же, сколько и мы.
На самом деле есть конкретная договоренность, согласно которой Беларусь должна постепенно выйти на принцип равнодоходности поставок в Европу, при этом в отношении нее действует целый ряд оговорок. Во-первых, о том, что Беларусь не будет платить 30%-ю пошлину, что полностью соответствует принципам «союзного государства» (хотя я его считаю скорее мифическим, чем существующим): Россия изначально отказалась взимать с Беларуси 30%-ю пошлину. Напомню, что с Украиной на этот счет были целые баталии, которые в итоге вылились в Харьковские соглашения. Мы теперь не берем пошлину с Украины, за что получили ряд уступок. Тем не менее, формула ценообразования для Украины – более жесткая, потому что цена берется не по немецкому, а по итальянскому рынку нефтепродуктов, который является одним из наиболее дорогих в Европе.
Таким образом, получается, что Беларусь имеет скидку в 30%; к тому же следует учитывать вычет за доставку от Беларуси до Европы. Так что общий дисконт составляет 35-40%, что является уже существенным. Напомню, что дополнительно ко всем этим дисконтам Беларусь имела скидку в 30%, потом – 20%, а потом, в этом году, – 10% к европейской цене. Так что газ ей обходится примерно на 45% дешевле, чем Европе. В следующем году этой 10%-й скидки не будет, но об этом было уже давно известно и оговорено.
А обещания немедленно перейти на принцип равнодоходности в России и Беларуси с нашей стороны никогда не было. Это – очередные фантазии Лукашенко, в то время как позиция России достаточно последовательна и непротиворечива. Да, мы находимся в едином Таможенном союзе, но ведь Беларусь и не платит экспортные пошлины на наши энергоносители – 30% от цены. Когда правитель Беларуси говорит о том, что Минск должен платить за наши нефть и газ столько же, сколько и российские потребители, – это странно. Это все равно что сказать: раз мы находимся в едином Таможенном союзе, то сметана в Москве должна стоить столько же, сколько и в Минске. Таможенный союз не означает, что внутри него цены на одинаковые товары являются одинаковыми. Он лишь означает, что одинаковые товары в двусторонней торговле не облагаются пошлинами, а дальше уже идет вопрос внутреннего ценообразования. Пусть тогда белорусские власти продают продукты питания в московских магазинах по таким же ценам, как и в Минске…