20 октября Россия торжественно завершит сварку нефтепровода БТС-2. Он позволит полностью лишить Беларусь российской нефти.
Лукашенко ответил соглашением с Уго Чавесом о поставках нефти венесуэльской. Взамен Чавес отхватит долю в белорусских НПЗ, на которые претендует Россия.
Нефтепровод БТС-2 не так известен, как Южный и Северный газопроводы, но цель преследует ровно ту же: обойти Беларусь на пути к богатым покупателям в Западной Европе. Стыковка трубы не означает, что БТС начнет работать немедленно. Но событие это знаковое для обеих стран. Если сегодня Минск и Москва спорят о пошлинах на реэкспорт нефти, то через год-полтора «Транснефть» молча закроет белорусам кран, и в Европе этого почти не заметят, пишет «Росбалт».
Ответ последовал немедленно. В субботу в ходе визита в Минск президента Венесуэлы Уго Чавеса «Белорусская нефтяная компания» и компания «Петролеос де Венесуэла» подписали контракт на поставку в Беларусь 30 млн. тонн нефти в 2011-13 годах. Ежегодно Беларусь панирует импортировать по 10 млн. тонн нефти.
Лукашенко не скрывал радости: «Дорогой Уго, я хотел бы поблагодарить за колоссальную помощь, которую вы оказали нашему народу. В эту трудную минуту ты подставил плечо, протянул руку помощи. Я не хочу быть твоим должником, и для Венесуэлы мы сделаем столько, что ты не пожалеешь, что с нами связался».
Чавес, кажется, и не жалеет. «Белорусским нефтеперерабатывающим предприятиям хватит нефти на протяжении двухсот лет», - заявил он. - «Сейчас Беларусь голосом своего президента тысячу и более раз подтверждает: все, что здесь производится, те технологии, которые здесь есть, он хочет передать Венесуэле. Этому нет цены, особенно в сегодняшнем мире, где установился эгоизм, господствуют транснациональные компании. Здесь нет должников, здесь - товарищи, и мы вместе строим альтернативу империализму».
Нефть уже поступает в Беларусь танкерами через Атлантику, Средиземное море, проливы Босфор и Дарданеллы и далее, через Одесский терминал по территории Украины. Сейчас ее перевозят по Украине железнодорожными цистернами. Но в ближайшем будущем, учитывая объемы, она пойдет по нефтепроводу Одесса-Броды.
Соглашение на этот счет еще не подписано, но, похоже, с этим проблем не будет. Украина уже 10 лет вынуждена эксплуатировать Одесса-Броды в реверсном режиме за неимением альтернативы российской нефти. Киеву это будет выгодно: помимо транзитных сборов, он сам в перспективе сможет покупать «другую» нефть и ослабить энергетическую хватку Москвы. Ведь мощность нефтепровода больше, чем 10 млн т в год.
Об этом - а заодно о закупках украинской военной техники - Уго Чавес отправился говорить в Киев. Тот факт, что оружейникам и нефтяникам Москвы, с посещения которой Чавес начал свое турне, это может не понравиться, пламенного социалиста не смущает. К тому же украинское оружие дешевле.
Кроме того, в Минске Чавес допустил любопытную оговорку. Он поблагодарил Лукашенко, который «открыл для нас эту землю - для венесуэльской промышленности, венесуэльских товаров, инвестиций, для нефтеперерабатывающих белорусско-венесуэльских заводов».
Если речь идет о строительстве НПЗ в Венесуэле, то это невинная фраза. Но если Лукашенко в обмен на снабжение нефтью отдает Венесуэле долю в своем нефтепроме - это грандиозный скандал. Ведь белорусская нефтянка - это именно то, чего добивается от Минска Россия! То, из-за чего, собственно, и поссорились Александр Григорьевич с Владимиром Владимировичем.
Чавесу, кстати, доля в белорусских НПЗ нужна объективно. Ведь это - выход Венесуэлы на колоссальный европейский рынок. Страны-экспортеры нефти уже давно строят и покупают НПЗ поближе к рынкам сбыта: продавать бензин выгоднее, чем сырую нефть. И вряд ли Евросоюз, который пытается разнообразить поставки топлива, будет против.
Чем же ответит теперь Москва? Варианты есть. Можно пригрозить Киеву газовым краном, если тот не откажется поставлять нефть по Одессе-Броды. Но это разрушит сложный и тонкий торг с Украиной по целому комплексу других вопросов. А можно просто полностью лишить Беларусь беспошлинных поставок российской нефти. И повод, кстати, подходящий.
Дело в том, что венесуэльской нефти Минску хватит лишь на покрытие внутренней потребности. А надо еще и бюджет наполнять. До сих пор белорусы перегоняли дешевую российскую нефть в дорогой бензин и продавали его в Европу. Теперь они получают без пошлин только 6-7 млн тонн - как раз на «братское» внутреннее потребление. Но если это потребление уже обеспечил брат Уго, то какой смысл сохранять льготы для брата Александра брату Владимиру - и уж тем паче Дмитрию?