Для авторитарного правителя Беларуси Александра Лукашенко октябрь выдался напряженным.
Сначала он ездил в Китай, где договорился об экспортных кредитах на сумму в несколько миллиардов долларов. 16 октября к нему приезжал президент Венесуэлы Уго Чавес и пообещал бесперебойно снабжать Беларусь нефтью, пишет британское издание «Business New Europe».
Отношения с Россией у правителя Беларуси испортились, и теперь он рыщет по всему свету, ища союзников, которые напитали бы нездоровую экономику его страны деньгами и защитили от России.
На первый взгляд в этом году Беларусь показывает внушительный экономический рост: за первые три квартала ВВП вырос на 6,6 процента. Международный валютный фонд скорректировал свой прогноз годичного роста, повысив его до 7,2 процента, а инфляция, как предполагается, будет колебаться вокруг показателя в 7 процентов. Но этот рост имеет под собой весьма шаткие основания.
Беларусь потратила большие суммы на удержание экономики, и без притока иностранных инвестиций государству опять придётся обратиться на международные рынки кредита за финансированием своих расходов. Кредитные рынки сейчас переживают бум, и Беларусь сможет найти средства на поддержание роста в краткосрочном периоде, если предложит достаточно высокую цену, но, как предупреждает директор по продажам BG Capital Лукас Ромрилл (Lucas Romriell), долго это не продлится.
«Чем быстрее государство это поймёт, тем лучше. Они должны продавать свои активы и либерализировать экономику», — считает он, аргументируя это тем, что в Беларуси нет никакой конкурентоспособной промышленности.
В середине октября Лукашенко объявил, что государство к концу года выпустит в России облигаций на сумму до пятнадцати миллиардов рублей (500 млн. долларов), а министр финансов Андрей Харковец сказал, что стране нужно обращаться к мировым кредитным рынкам раз в год. За лето в Беларуси было выпущено еврооблигаций на сумму один миллиард долларов.
Беларусь годами опиралась на Россию в плане поставок нефти и газа по сниженным ценам. Полученное сырьё они либо потребляли сами, либо перепродавали, предварительно переработав в более дорогостоящую продукцию, например, в удобрения или дизельное топливо. Но эта модель перестала работать, потому что Россия резко уменьшила лимит поставок нефти без таможенных пошлин и повысила цену на газ.
«Некоторые думали, что Беларусь неплохо перенесла финансовый кризис, но проблемы нарастают: у государственных компаний огромная задолженность», — предупреждает Ромрилл. По его словам, выражения недовольства в политической сфере могут стать ещё более громкими, если правительство не сможет гарантировать предоставления рабочих мест.
Теперь Лукашенко уговаривает иностранных инвесторов занять большую нишу, освободившуюся после того, как Россия перестала предоставлять поддержку. Европа и США не хотят инвестировать свои средства в Беларусь, потому что Лукашенко пользуется репутацией последнего диктатора Европы. Но у Китая и Венесуэлы с этим проблем нет.
«Возможно, Китай вкладывается в Беларусь потому, что надеются на большую самостоятельность, чем им бы дали в более западных странах, но не исключено, что для них это кончится огорчением. Беларусь не хочет терять государственные рабочие места», — сказал Ромрилл.