По мнению политологов, конфликт между руководством России и Беларуси переходит в другую фазу.
Редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов связывает конфликт Лукашенко и российских лидеров с возможным изменением приоритетов во внешней политики Кремля.
Политолог попытался понять, с какой целью Москва пошла на обострение. Только ли, как выразился Лукьянов, чтобы поставить белорусского «батьку» на место, либо Россия решила поменять принципиальные установки во внешней политике, отказавшись от создания зоны влияния на постсоветском пространстве в пользу «большой интеграции» (вступление в ВТО, развитие более тесных отношения с ЕС и Западом в целом и прочее).
В интервью «Немецкой волне» Федор Лукьянов признал, что для него остается неясным суть стратегии Кремля. По словам редактора «России в глобальной политике», если исходить из последних событий, «тренд идет в обоих направлениях» - по инерции продолжается рутинная работа в рамках «союзного государства» и Таможенного союза, а с другой стороны, Москва всячески стремится укрепить свою европейскую политику.
Эксперт немецкого фонда Бертельсмана (Bertelsmann-Stiftung) Корнелиус Охман (Cornelius Ochmann) полагает, что вышеназванные стратегические направления не являются взаимоисключающими, в равной степени отвечая российским интересам.
Без «большой интеграции» с Западом, по мнению Охмана, Москва не сможет провести модернизацию страны. От сохранения влияния на постсоветском пространстве Кремль также не откажется, хотя его политика здесь заметно изменилась. «Достаточно сравнить, как Россия вела себя на президентских выборах в Украине в 2004 и в 2010 годах», - поясняет Охманн.
Корнелиус Охман уверен, что конфликт, прежде всего, связан не с политикой, а с экономикой. Кремль больше не желает оказывать финансовую поддержку соседям, как это было в 90-ые годы. Поэтому и нынешнее белорусско-российское противостояние, добавляет Охман, вполне вписывается в канву политики России последних трех-четырех лет на постсоветском пространстве.
Говоря о важности для Москвы отношений с Минском, Федор Лукьянов констатирует, что «Россия не исчезнет с карты мира без партнерства с Беларусью и даже не испытает тяжелых проблем». Проблема тут, по его выражению, имеет в большей степени моральный и культурный аспект.
«Холодный мир» и пересмотр отношений
Прогнозируя перспективы нормализации отношений России и Беларуси, эксперты исключают, что это случится до белорусских президентских выборов. Белорусский политолог Владимир Мацкевич считает, что конфликт не завершен, а просто перешел в иную фазу.
По его словам, некоторое время будет «холодный мир», дальнейшее же противостояние найдет выражение в «пересмотре существующих договоров и корректировке созданных после распада СССР институтов». У Минска, по оценке руководителя АГТ, тут есть свои козыри, но в долгосрочной перспективе попытается доминировать Москва, строя нефте- и газопроводы в обход Беларуси.
Федор Лукьянов, в свою очередь, ожидает, что сначала «ситуация должна дойти до какого-то логического завершения». «Как строить с Лукашенко отношения после того, что было сказано в его адрес, непонятно», - недоумевает редактор «России в глобальной политике». При этом возврат к прежнему формату он находит крайне сложным.
А эксперт фонда Бертельсмана Корнелиус Охман добавляет, что белорусский правитель вступил на путь, с которого не может сойти, поэтому конфликт будет обостряться. «Из Москвы смотрят на положение в Беларуси сквозь смех и слезы. Ведь Лукашенко был долгое время союзником, которому по политическим причинам давали свободу действий», - напоминает Охман.
По его выражению, в последнее время этот союзник стал насколько самостоятельным, что «попытался прижать Кремль в угол, куда он никому не позволяет себя загонять».
Немецкий эксперт исходит из того, что в долгосрочной перспективе политические противники Лукашенко внутри Беларуси будут поддерживаться Москвой. Вопрос только в том, «как это будет выглядеть, и как долго будет происходить».