Оснований для оптимизма у белорусских властей мало.
Отсрочить назревшие реформы белорусским властям в очередной раз помогла в том числе финансовая поддержка России. Однако отношения Беларуси и РФ в перспективе будут обостряться. И это – еще один аргумент для руководства страны ускорить реформы, которые помогут укрепить отечественную экономику и способствовать национальной безопасности страны.
Об этом — в интервью председателя Республиканского общественного объединения «Белорусская научно-промышленная ассоциация», члена Совета по развитию предпринимательства в Беларуси Александра Швеца обозревателю БЕЛРЫНКА.
— Сейчас у экономического руководства страны появилась иллюзия, что белорусская экономика начала развиваться более-менее сбалансировано. Но это не так: малейший стресс может буквально разбалансировать экономику.
— Недавно первый заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович озвучил параметры госдолга как ориентира экономической безопасности страны. Речь идет об уровне госдолга к ВВП на уровне 45%. Сейчас внешний и внутренний госдолг составляет 40%, в ближайшее время он приблизиться к 43%. Считаю, что долговые риски у нас очень существенные. И сравнивать наш госдолг с другими странами некорректно – там совсем другие возможности, структура долгов. С моей точки зрения, мы уже вышли за безопасную грань.
— Но некоторые эксперты говорят, что сейчас белорусская экономика демонстрирует здоровый рост. По данным Минпрома, за 9 месяцев 2017 года общий рост экспорта машиностроения вырос на 25%, при этом динамика роста на российский рынок – основной рынок, составляет практически 50%.
— Но давайте посмотрим долю машиностроения, например, во всем «пироге». Она не так значительна. К тому же, все зависит от того, как взглянуть на белорусское машиностроение. На недавнем совещании у президента с послами, когда зашла речь, в частности, о МТЗ, называлась цифра — более 120% роста. Но вслед за этим представитель Белстата уточнил, что физический рост экспорта МТЗ составил около 101%. Если рост обусловлен ценовой конъюнктурой – здесь Бог нам помог, а поштучный рост – это то, чего мы сами добились. Так что на самом деле прогресс спорный.
Главная проблема нашего машиностроения – невмонтированность в международные распределение промышленно-производственных и торговых цепочек. Мы запаздываем с интеграцией в мировой рынок. Поэтому оснований для оптимизма мало.