Президент Беларуси Александр Лукашенко не воспользуется приглашением посетить 24 ноября саммит "Восточного партнерства" в Брюсселе. Почему было принято такое решение?
Заместитель начальника управления информации МИД РБ Андрей Шупляк 21 ноября выступил с заявлением, в котором поблагодарил за приглашение президенту Беларуси участвовать в саммите и осторожно обосновал отказ главы государства.
Благодарность: «Белорусской стороной с благодарностью воспринято приглашение посетить саммит на уровне главы государства, что отражает прогресс в отношениях Беларуси с ЕС и переход, после долгого периода разногласий, в новое состояние взаимодействия с ЕС как весьма важным соседом, партнером по решению вопросов международной безопасности в европейском регионе и по расширению торгового и инвестиционного взаимодействия стран ЕС с Беларусью».
Обоснование отказа президента от поездки: «В дипломатической практике визит на высшем уровне, как правило, является кульминацией взаимных усилий сторон по развитию сотрудничества, знаменуя собой достижение глубоких системных результатов, важных для основ двустороннего взаимодействия между соответствующими субъектами международных отношений».
В самом конце заявления Андрея Шупляка сообщается, что «делегацию Беларуси на саммите в Брюсселе возглавит министр иностранных дел Владимир Макей». Глава МИД РБ Владимир Макей 21 ноября встретился с главой Представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин, где, как сообщает пресс-служба белорусского внешнеполитического ведомства, обсудил «вопросы участия белорусской делегации во главе с министром иностранных дел в саммите «Восточного партнерства» в г. Брюсселе».
Можно предположить, что объяснение понижения белорусского присутствия на саммите связано с отсутствием особых успехов в диалоге официальных Минска и Брюсселя. Во всяком случае 17 ноября в своем выступлении на «Минском форуме» Владимир Макей прямо высказывал неудовольствие уровнем отношений между Беларусью и ЕС.
«Мы в плотную, по крайней мере так считает белорусская сторона, подошли к задаче договорноправового оформления наших отношений (с ЕС – Ред.), – заявил Владимир Макей. – Отсутствие между нами современного договора – это последнее из пережитков санкционного периода. Не думаю, что нашим европейским партнерам комфортно от того, что нас до сих пор по умолчанию связывает соглашение, которое было заключено еще в 1989 году между Советским Союзом и Европейским экономическим сообществом. Давно пора положить конец этому правовому и политическому курьезу. Тогда еще кстати и такой страны, как Республика Беларусь не было на карте мира, а была Белорусская советская социалистическая республика».
Мнение эксперта
В интервью БДГ старший аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Денис Мельянцов высказал мнение, что решение направить в Брюссель руководителя МИДа Владимира Макея вместо президента Александра Лукашенко имеет несколько причин и одна из первых соответствует заявлениям белорусских дипломатов: «что уровень представленности Беларуси на саммите должен отвечать общему уровню двусторонних отношений между Брюсселем и Минском».
«Беларусь руководствуется с ЕС соглашениями, которые были достигнуты в конце 80-х годов прошлого века. И прогресса в подготовке соглашения о сотрудничестве и партнерстве, и прогресса с подписанием договора об упрощении визового режима тоже нет. Поэтому соответственно смысла как-то участвовать на высшем уровне для Беларуси здесь нет и это скорее в том числе инструмент, message Европейскому Союзу, что раз нет прогресса, если ЕС не идет в этом на уступки, то соответственно нам тоже не зачем поднимать статус этого саммита», – считает Денис Мельянцов.
Считается, что для белорусского лидера сама по себе поездка в Брюссель могла иметь плюсы в качестве доказательства, что он не является изгоем для руководителей европейских стран. Однако эксперт не согласен: «для белорусского президента, конечно, было бы важно засветится в столице ЕС, но это должен был быть двухсторонний уровень, должна быть официальная поездка белорусского президента в Брюссель, встречи с европейскими чиновниками, политиками высшего уровня. А сейчас речь идет просто о многостороннем мероприятии, достаточно пустом и поэтому здесь важность для Беларуси этой поездки размывается».
15 ноября глава МИД Беларуси Владимир Макей проводил в Москве переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, а уже в Минске, 17 ноября на совместной пресс-конференции с германским коллегой Зигмаром Габриэлем его догнал достаточно символичный вопрос российского агентства ТАСС: «не несет ли активизация взаимодействия Беларуси с Германией, а также в целом с Евросоюзом определенных рисков для взаимоотношений Беларуси с Россией?».
Министр конечно ответил, что нет оснований для подобных выводов, но очевидно, что такой вопрос от государственного информагентства России сам по себе показывает определенную ревность ближайшего союзника. Поэтому в копилку плюсов и минусов поездки Лукашенко на саммит в Брюссель нужно положить и этот фактор. Что касается поездки главы внешнеполитического ведомства, то тут особых возражений у Москвы нет, тем более что такой уровень представительства Беларуси на саммитах «Восточного партнерства» уже стал традиционным.
По словам Владимира Макея, для Беларуси полноценное и взаимовыгодные отношения с Евросоюзом – это необходимая предпосылка укрепления своей государственности, безопасности и стабильности. Поэтому пусть с оглядкой на Москву, но Минск намерен дружить и с Брюсселем.