По виду «бубки» похожи на обычный мак, но на самом деле – это страшный наркотик. В запасе у наркомана остается максимум пять лет жизни.
«Так называемые «бубки» открыто реализуются на некоторых рынках и наркоточках!..» Такие сигналы неоднократно поступали в отдел журналистских расследований «Звязды» в течение последнего месяца. И это даже после того, как прошлым летом милиция добилась законодательных изменений: торговля смертельной отравой должна была остановиться, но...
Чтобы проверить информацию о наркоточках, газета «Звязда» отправилась туда под видом наркопотребителя. Итоги расследования оказались возмутительными.
Солнечное субботнее утро, торговый центр в районе Комаровского рынка почти в сердце Минска. Журналист «Звязды» переоделся в спортивную одежду, натянул шляпу, чтобы хоть чуток походить на наркомана. Подошел к одному из бакалейных киосков. Именно тут уже несколько лет продаются «бубки» - на вид обычное семя мака, но пропитанное алкалоидами опия. Наркоманы, сварив «бубки», получают опасный для организма раствор. На выходе получается наркотик, который по воздействию схож с героином, только еще более грязный.
Об этом киоске «Звязда» писала прошлым летом. Материал широко перепечатывался в интернете, разошелся большим тиражом. Казалось бы, уже в день выхода скандального материала киоск в торговом центре в районе Комаровского рынка должны были «прикрыть».
Примерно в тот же период начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД Беларуси Александр Гаврилов сообщил, что милиция «вела долгую эпопею с «бубками» и наконец было подписано постановление Совмина № 779».
Формально торговля любым маком наразвес была запрещена. Более того, изменился государственный стандарт «Мак пищевой. Технические условия». Теперь в семени запрещены любые примеси (раньше наркоторговцы прибавляли для большего эффекта маковую солому).
Со времени изменений в законодательстве прошло более трех месяцев. И вот журналист «Звязды» снова подошел к тому самому киоску.
- Дайте «бубок», граммов 200, чисто «разогнаться», - попросил он продавца.
«Разогнаться» - на языке наркопотребителей означает минимально удовлетворить нужду.
- Выйдет 24 тысячи, - отвечает женщина и насыпает «бубки» в прозрачный пакет, который, в свою очередь, кладет в черный, непрозрачный.
Что поразило журналиста больше всего? Продавщица - обычная белорусская тетка годов шестидесяти. Имеет, наверное, и детей, и внуков. Накладывая «бубки» пластиковой лопаткой, взглянула с состраданием. Интересно, подумала ли она о том, что всего одна доза может превратить человека в наркомана и уже через два года человека может и не быть в этом мире? Сразу же за журналистом пристроились два мужика, по-видимому, «работяги», с большими дорожными сумками. Одному - лет 35, второму - под 50. Тот, что помоложе, указав на черный пакет, понял, что все пришли за одним товаром, и заговорил:
- Ну как, нормальные?
- Еще не знаю, - ответил покупатель.
- А что, есть совсем поганые? – спросили у него.
- Есть по 70 за килограмм. Половину на двоих сделаешь - чисто на разгон хватает, а про тягу и разговора нет.
Вдоль торгового центра за сутки проходят целые толпы наркоманов, но вычислить их нетренированным глазом непросто. А значит - нам, обычным людям, непросто осознать настоящие масштабы трагедии.
Молодой человек направился на еще одну известную столичную наркоточку - бокс с орехами и сухофруктами на территории торгового центра «Ждановичи». Казалось бы, здесь, среди сотен киосков с пищевыми продуктами, найти наркоточку будет не так легко. В восьми киосках с бакалеей, где журналист спросил про мак, грубовато отказали. Торговки очевидно понимали, что нужны «бубки»:
- Тут вашего мака нет и никогда ни было!
В девятом киоске, кажется, «повезло». Полная продавщица восточной внешности обеспокоенно вглядывается в лицо покупателя. Журналист шмыгает носом, имитируя пустой и шальной взор, в черной шляпе, под глазом - гематома - настоящий наркоман. Попросил все те же 200 граммов «бубок».
Пока продавщица по стандартной технологии насыпает «бубки» в прозрачный пакет, который потом кладет в черный, журналист замечает на боксе имя владелицы - Анжела Г.
Продавщица дает сдачу за мак, цена которого 120 тысяч за кг, в пакетике «бубки», опий из которых потребляют наркоманы.
Сразу за покупателем в очередь пристраивается парень в оранжевой куртке.
- «Семечки» тут самые лучшие, проверенное место, - заводит он разговор.
«Семечки» - еще одно название «бубок». Парень (по виду и ни скажешь, что человек дошел до ручки) приобретает килограмм и отойдя от киоска продолжает разговор.
- Говорят, что тема может прикрыться, - делится он.
- И что тогда делать?
- Бросать.
- А ты давно в теме?
- Уже 12 лет. Два последних - на «семечках». Мне нужен килограмм на день. Работаю прямо тут, на рынке, зарабатываю полторы штуки баксов, и все идет на «семечки»... Надо завязывать, а не могу...
По дороге журналист открывает приобретенный черный пакет - такие же «бубки», как на предыдущей точке, один в один. По виду обычный мак, чуток «загрязненный» примесями соломы, чуть горьковатый на вкус. На деле - смертельное оружие для уничтожения белорусской молодежи.
По возвращении в Минск газета «Звязда» обратилась в Министерство внутренних дел с вопросом, почему так происходит. Оказалось, еще в середине 2000-х годов МВД предложило комплекс мер, которые с большой вероятностью могли спасти Беларусь от «бубок». Но навстречу милиции некоторые ведомства не пошли.
Хроника наркотизации
2004 год. В Беларусь ввезли так называемые «бубки» (другие названия - «семечки», «бубасы», «бумбосы»). По виду вещество похоже на обычный пищевой мак, которым посыпают булочки. Но на деле семя использовали как своеобразный контейнер для опия. Килограмма «бубок» хватает примерно на четыре дозы. Цена нового наркотика - от пяти до восьми тысяч белорусских рублей. Бубки открыто продаются на рынках и в обычных магазинах.
2005 год. Большинство наркопотребителей переходит на новый, почти легальный наркотик. Цена на «бубки» стремительно растет. Семя мака, пропитанное алкалоидами опия, беспрепятственно завозиться в Беларусь из России, Украины, Польши, Чехии. Было заведено всего несколько уголовных дел на мелких торговцев и контрабандистов. Их осудили за хранение маковой соломы, которую отсеяли из мешков с «бубками». Никто из крупных поставщиков так и не был наказан.
2006, 2007, 2009 годы. Килограмм «бубок» в столице стоит около 120 тысяч белорусских рублей. В Солигорске - около 150 тысяч, в Гомеле - около 200 тысяч. Это, наверняка, единственный товар в стране, который за шесть лет подорожал более чем в 20 раз. Наркотик становится самым популярным. Медики предупреждают: протяженность жизни «бубочного» наркомана от двух до пяти лет.
2010 год. Изменился государственный стандарт «Мак пищевой. Технические условия». Теперь запрещены хотя бы некоторые примеси в семя, мак нельзя продавать вразвес и так далее. Но проблему эти меры не решили - они только ограничили продажу. До сих пор «бубки» имеют такой же статус, как обычный мак. Никто с наркобарыг и крупных поставщиков наркотической смерти так и не был наказан.