После обличительной статьи в официальной газете с выставки сняли картину известного художника.
На выставку «Графема» свои картины согласились дать Владимир Цеслер, Сергей Кирющенко, Руслан Вашкевич - художники, которые уже давно не нуждаются в представлении ни в Беларуси, ни в Европе. Всего молодой куратор Кристина Сташкевич собрала 10 проектов, почти каждый из которых состоял из диптиха или триптиха, отмечает «Комсомольская правда в Беларуси».
«Идея «Графемы» - представить в одной экспозиции работы, которые посвящены тексту, -- объясняет Кристина Сташкевич. -- В каждой из картин текст присутствует в той или иной степени - как идея или как графическое исполнение, либо как часть концепции. Практически все работы уже были выставлены раньше в рамках тех или иных проектов».
Выставка открылась в Литературном музее Янки Купалы, который в последнее время достаточно успешно пытается находить путь к сердцам и умам молодежи. На открытии нынешней выставки был даже высокий чин из Министерства культуры.
А через неделю в одной из республиканских газет появилась заметка, в которой художники были названы скандальными арт-хулиганами и провокаторами, и даже ставился вопрос о том, допустимо ли концептуальное искусство в стенах Литературного музея с полувековыми традициями. Правда, была там и фраза о том, что музей - не кладбище культуры. Очевидно, не дочитали ее где-то наверху. В результате музею пришлось снять все работы, которые были упомянуты в заметке: полотно Михаила Гулина с обнаженным пожарником из его большого проекта «Детская демонология» о детских странах его поколения, две работы Руслана Вашкевича, одну - Владимира Цеслера. Ту самую, где художник полностью переписал весь роман Пелевина «Generation П».
«Эта выставка совершенно безобидная, не идеологическая, не фигуративная, - убежден Руслан Вашкевич, работы которого не первый раз снимают из экспозиции. - Искусство - опасная зона. Оно должно быть сложным, непричесанным. И чаще бывает, что люди двусмысленно читают картины, но чтобы статью газетную так неадекватно прочли…Кстати, одна моя работа - «Портрет на память» - уже выставлялась не раз, в том числе и в Национальной библиотеке. Допустим, она могла смутить кого-то потому, что отдаленно напоминает надгробие. Но вторая - совершенно детская, анекдотичная: негры ночью воруют уголь».
Негодуют в связи со случившимся и искусствоведы.
«Художники, работы которых были сняты, - одни из самых известных мастеров в стране, -- убеждена искусствовед Ирина Стальная. -- За цикл Цеслера «Векторное пространство» борются многие галереи мира. Удивительно, что сегодня кому-то приходится объяснять, что актуальное искусство - это серьезное направление, которое существует с начала 60-х годов. И называть его хулиганством - просто невежество».
Работа Цеслера "Generation Пи", фото lipkovich.livejournal.com