Ученым в Беларуси уже давно перестало быть престижным.
Этими днями во Дворце Республики проходит II Съезд ученых Беларуси. Обсуждалась стратегия «Наука и технологии: 2018-2040», в которой отражено, какой высокотехнологичной должна стать наша страна. Немало правильных слов о значении науки сказал в своем докладе и глава государства. О том, что финансирование науки должно быть тесно увязано с результатами ее деятельности, о том, что наука и сама должна зарабатывать, о том, что дело иногда не в деньгах, а в недостатке идей и инновационных проектов, и о том, что надо в университетах готовить специалистов завтрашнего уровня по заявкам нанимателей. Кто против?
Но отношение государства к науке, к сфере образования иногда показывают и конкретные цифры. Доля ВВП, приходящаяся на науку всего 0,5%, когда еще недавно она была 1% и более. Нам только пообещали вернуть ее к прежнему уровню. Тогда как в развитых странах этот показатель доходит до 3%. Лаборатории годами не обновляют оборудование. Зарплаты начинающих научных сотрудников и даже сотрудников среднего звена — низкие. Ученым уже давно перестало быть престижным.
В докладе верно было отмечено, что остается слабым местом коммерциализация полученных научных разработок: «Ученые создают продукт, чудо, а его не берут в производство». Лукашенко вопрошает: «И что еще вам, ученым, нужно, чтобы создать дополнительный продукт и реализовать его в Беларуси?». Но ведь главное дело ученого – именно создать научный, высокотехнологичный продукт. А продвигать его в практику должны иного рода специалисты. И, здесь, почему не поднять другую проблему: почему наша экономика, наши предприятия остаются не восприимчивыми к такому роду разработкам? Это как в советское время: все лучшие изобретения делались талантливыми учеными Советского Союза, а внедрялись они там, на Западе. Порою, вместе с уехавшими туда талантами.
Может потому, что директорат предприятия не желает рисковать. У него, прежде всего, план, над ним не одна инстанция – холдинг, концерн, министерство. Директор не самостоятелен, нужна куча согласований. В конце концов, ему выделена валюта сверху и, не дай Бог, дело не выгорит. А надо бы, чтобы предприятие, его руководство были в этом отношении самостоятельными и не боялись принять на себя ответственность по внедрению перспективных научно-технологических решений.
То же во многом касается и сферы образования, которую затронул глава государства. Так ли уж отстают наши выпускники вузов от требований сегодняшних реалий? Ведь на их плечах держится и производство, и банки, и управление экономикой. Что ни говори, а молодые способные люди достойно сегодня трудятся и концернах, и в министерствах, в других важных государственных органах. Это чувствуются по их профессионально грамотным решениям в трудных экономических и финансовых ситуациях. Наконец, профессиональная подготовка специалиста видна и слышна в их публичных выступлениях. И все критики системы образования, достигшие высот (наверное, вопреки ей?) из этой системы и вышли. Как и все мы.
Другой вопрос, что, как отмечают, почти все преподаватели вузов, с каждым годом из школ и колледжей абитуриенты приходят все менее подготовленными. Это несмотря на то, что очередная реформа в этом звене завершается. В отдельных вузах, как шутят студенты, работают или «пенсионеры», или «пионеры». Зарплата профессора, также как и академика, не допрыгивает до средней по столице. Почасовая оплата труда — что профессора, что доцента — немногим больше полутора доллара. Поинтересуйтесь, сколько в час получает уборщица-эмигрантка в какой-нибудь Германии…
Несмотря на всё, вузы все-таки выпускают вполне современных, подготовленных для прогрессивной экономики специалистов. Если они (не без этого) прилежно учились.
Вопросы можно поставить и по другому: а всегда ли работодатель может предложить такому специалисту современное рабочее место, всегда ли наши предприятия работают в сфере высокой экономики? Почему, к примеру, в Беларуси магистр гарантированно не получает более высокую зарплату, чем, скажем, специалист или бакалавр? Как это, скажем, во Франции.
На съезде ученых можно было поднять и кучу других проблемных тем. Но одна из главных проблем состоит, на наш взгляд, в том, что само государство должно встать лицом и к науке, и к образованию.
Борис Желиба, «Народная Воля»