Минчане рассказали, как праздновали Новый год в СССР.
Какие блюда готовили минчане на Новый год в советское время и какие продукты приходилось «доставать»? Какие покупали елки и как их наряжали? The Village Беларусь вдохновился сюжетами рождественских витрин ЦУМа, созданными вместе с картой «Халва» и расспросил читателей, что было главным украшением стола и елки.
Двенадцать блюд на стол
Наталья Грабцевич переехала в Минск в 1979 году из Гомельской области. Училась в радиотехническом институте, потом работала на велозаводе. Она вспоминает:
— От завода раз в месяц оформляли продуктовый заказ в «прикрепленном» магазине. Из ценных для праздника продуктов там можно было купить курицу или утку, могли выдать палку сухой колбасы, банку кофе, банку болгарского горошка.
У нас считалось, что на новогоднем ужине должно быть не менее 12 блюд. И мы, хоть и жили небогато, всегда старались это правило выдерживать. Это только кажется, что много, а на самом деле дюжина легко набирается: котлеты, курица, колбаса, винегрет, селедка под шубой, селедка нарезанная, фаршированные яйца (желток вперемежку с грибами), вареная или тушеная картошка (если повезет — с тушенкой), жареный хек… Свежих овощей под Новый год уже было не найти, поэтому из кладовок доставали закатки: маринованные огурцы, помидоры, квашеную капусту. Вот уже двенадцать и набралось. А еще у кого-то доживали до праздников яблоки (хранили в опилках), изредка можно было достать мандарины. Тогда мандарин почистишь — запах сутки стоит!
Минчанке Марии Расолько 69 лет. Он рассказала нам еще про некоторые деликатесы:
— Обязательно на стол выставлялось все то, что накапливалось в течение нескольких месяцев перед праздником: печень трески, горошек. Продуктов в свободной продаже было мало, поэтому это все копилось где-то с сентября. В шестидесятых было проще, а в семидесятых уже приходилось все доставать.
Самое крутое — это если ты сумел достать ананас. Потом — мандарины, а дальше уже пошли «народные» деликатесы: сервелат, сырокопченые колбасы, атлантическая селедка в банках по рубль пятьдесят четыре. Редко, но можно было достать красную и черную икру. Для этого нужно было дружить с продавцами, чтобы те подсказали по секрету, когда именно «выбросят» ее на прилавок.
На стол готовили «Оливье» и селедку под шубой, выставляли сервелат в нарезке, селедку и печень трески, запеченную курицу, деликатесы — бананы и ананасы. Что-то оставалось на следующий день. И когда гости приходили, тоже что-то приносили, так что еды хватало.
Печень трески, в пятидесятых-шестидесятых свободно лежавшая на прилавках, к семидесятым стала дефицитом. В рекламе по инерции советовали требовать рыбу везде и всюду. «Просьба ко всем торгующим организациям давать заявки на потребное количество консервов «Печень трески», которые имеются в неограниченных количествах на всех холодильниках, складах и базах Белконторы Главмясорыбторга»; «Во всех магазинах вы можете купить баттерфиш, путассу, бельдюгу и др.»; «Требуйте скумбрию пряного посола во всех гастрономических и специализированных рыбных магазинах» и так далее.
Светлана Урецкая с Грушевки добавляет:
— Обязательно готовили торт «Наполеон» по домашнему рецепту. И до сиз пор стараемся на Новый год торт не покупать, я готовить. Еще готовили язык, фаршированного карпа, обязательно — утку или гуся, запеченного целиком. В общем, готовили так, чтобы было вкусно и не на один день.
Всем шампанского!
В начале 1978 года первую продукцию дал Минский завод шампанских вин на улице Радиальной. Пробная партия составил две тысячи бутылок. А уже в 1980–м завод выдавал 5 миллионов 125 тысяч бутылок в год. Но и до этого минские новогодние застолья не обходились без шампанского — его привозили из соседних советских республик. Термин «Советское шампанское» появился еще в 1928 году — тогда так называли любую продукцию комбината шампанских вин. А отдельный напиток под таким названием выпустили в 1937–м. в Минск завозили игристое производства Московского и Ленинградского заводов шампанских вин. Особым шиком считалось выставить на стол шампанское производства комбината «Абрау-Дюрсо» под Новороссийском. В шестидесятых-семидесятых бутылка шампанского стоила в Минске 4,65 рубля, позже — 5,5 рубля.
— Водка и шампанское — это был стандарт: эти напитки брали как простые покупатели, так и творческая интеллигенция, — поясняет Мария Расолько. — Шампанское брали самое простое, «Советское», и водку тоже простую: «Русскую» и «Экстра». Вино ценилось вне этого праздника, на Новый год его почти не брали. А вот если кто побогаче был — выставлял на стол коньяк.
Телефонные справочники советского времени нахваливали алкогольные напитки налево и направо: «Коньяк — напиток праздничный, дополняющий вкусовое ощущение и украшающий встречу друзей за столом»; «Вино является украшением праздничного стола. Сочетание определенных вин с различными блюдами приводит к завершенной вкусовой композиции»; «Богатым оригинальным вкусом и ароматом обладают настойки «Беловежская горькая» и «Беловежская особая». Они сочетают в себе аромат белорусских полей и солнечного юга. Вкус, аромат и оригинальный состав ингредиентов поставили их на одно из первых мест среди группы горьких настоек»; «Хороши к десертному столу наливки «Белорусская», «Клубничная», «Черносмородиновая», «Запеканка», «Спотыкач», «Вечерний десерт» и другие. Каждый из них обладает своим оригинальным специфическим вкусом и ароматом. Их можно употреблять как самостоятельно, так и с чаем, кофе и газированной водой».
Зимой и летом стройная
Мы всегда ставили живую елку, большую, до самого потолка, — рассказывает Мария Расолько. — Пусть она занимала полкомнаты, но такая уж была у нас традиция. И елка стояла у нас до Старого нового года. Искусственные елки начали ставить только лет десять назад.
Игрушек на елке всегда было очень много: космонавтики, животные разные. Под елку укладывали вату и выстраивали целую композицию: Дед Мороз и Снегурочка из папье-маше, зверушки, едущие паровозики. На елку вырезали из бумаги фонарики. Еще елку украшали конфетами, и дети их постоянно крали: конфеты съедали, а внутрь заворачивали хлебный мякиш и вешали на место. И никогда у нас не было на елке верхушки – только звезда. Конечно, на елку вешали «дождик», а кое-где на ветки клали вату. Гирлянды появились уже где-то в восьмидесятых.
В перерыве между Новым годом и Старым новым годом мы еще отмечали и Рождество — коляды. Их у нас в Колодищах отмечали очень масштабно. Обряжались в козу, медведя, брали гармониста и мешок для подарков. Шли по улице, видим свет в окне — стучим, колядуем. Интересно, что в Колодищах живет немало цыган, и у них на коляды всегда был стол накрыт, и к ним тоже заходили — те пускали и за стол садили. Потом возвращались и праздновали с теми продуктами, что наколядовали. А Старый новый год отмечали поскромнее. Да, полуночи дожидались, но это было не так шумно. Старым новым годом праздники и заканчивались.
Светлана Урецкая рассказывает, что у них была традиция наряжать не только домашнюю, но и уличную елку:
— Елку мы всегда покупали только натуральную. Недалеко были приличные елочные базары, и мы всегда заранее покупали. После Рождества, а чаще — после Старого нового года их выносили во двор, но не выбрасывали, а аккуратно ставили. Эти елочки еще долго во дворе стояли зеленые.
А еще мы всегда наряжали нашу елку во дворе. Раньше у нас их было две, но потом ЖЭС одну выкопал. А так наряжали две. Сейчас мы подсадили еще две маленьких елочки, а оставшуюся большую наряжаем. Сбрасываемся на игрушки, украшаем. Обязательно вешаем шары, свечки, космонавтиков на прищепках, блестящие цепи, «дождик», звездочки, верхушку.
Сам момент нового года встречали дома, а потом все выходили во двор, вытаскивали мангал, приносили шампанское и закуски, петарды и все вместе так отмечали. А потом шли гулять в город.
Наталья Грабцевич, наоборот, многие годы ставила в квартире только искусственную елку:
— Искусственную елку высотой чуть больше метра мы купили в складчину в канун 1983 года: скинулись вшестером, с другими студентами, и купили елку на всех. Складная, удобная, легко упаковывалась в обычный пакет. Елка стоила 3 рубля 15 копеек и потом досталась нам. Она до сих пор у меня лежит, еще лет десять назад я ее наряжала, потом купила новую искусственную елку — уже нескладную. Один раз бывший однокурсник праздновал с нами и притащил живую елку, так потом еще несколько недель я выметала иголки из ковра и из-под диванов. В тех пор ставлю только искусственную.
Часть игрушек досталась мне еще от мамы, она же передала и красивую стеклянную верхушку. До сих пор наряжаю елку игрушками из своего детства. В магазинах покупала их мало. Тогда игрушки начинали продавать недели за две до праздников и только в универмагах. Не то, что сейчас: еще с октября и в любом продуктовом магазине. Стоили тогда игрушки от 6 до 20 копеек. Также на елку вешали электрическую гирлянду «Снежинка» с разноцветными колпачками, под которыми горели лампочки. Гирлянда эта обладала интересной особенностью. После праздников мы ее снимали и складывали в коробку до будущего года; и когда в следующий раз доставали, то она не горела! Приходилось по очереди снимать все колпачки и подкручивать лампочки. И так каждый год.
Под елку ставили пластмассового Деда Мороза — он тоже еще из моего детства, а Снегурочку в пару приобрела уже намного позже. Однажды детям в школе, а также мужу на работе выдали подарки: пластмассовый Дед Мороз высотой сантиметров двадцать, наполненный конфетами. Еще один раз такой подарок был в виде зеленых часов, а однажды — в форме большой еловой шишки. Эти фигуры постоянно ставила под елку. Елка у нас всегда стояла до Старого нового года, который мы тоже отмечаем.
Советская промышленность выпускала немало различных елочных гирлянд: «Снежинка» и «Метелица» (со светящимися снежинками), «Лесная сказка» и «Золотой фонарик» (насадки в форме еловых шишек или уличных фонарей), «Гвоздика» и «Лилии» (форма рассеивателя напоминала цветы), «Астероид» и «Космос» (ракеты, планеты, звезды и спутники), «Московский фонарик», «Цветные огоньки», «Салют» или просто «Электрогирлянда елочных ламп». Обычные гирлянды стоили 3–6 рублей, а цветомузыкальные (их надо было подключать к магнитофону, и лампочки моргали в такт музыке) — 22 рубля и выше.
Гирлянды «Снежинка» и «Снежинка–2» выпускал витебский завод «Электроизмеритель». Поэтому неудивительно, что эти гирлянды стоимостью 4 рубля 50 копеек были очень популярны в БССР. Сейчас на интернет-барахолках за советские гирлянды просят от 15 до 200 рублей. А вот цветомузыкальную приставку для гирлянды продают, как и в советские годы, за двадцатку.
Сейчас очень ценятся старые-старые елочные игрушки из раскрашенной ваты на проволочном каркасе: хоккеисты, лыжники, даже негритята, — за них на аукционах просят по 200–250 рублей. Из стеклянных игрушек ценятся фигурки героев сказки про Чиполлино: 100-200 рублей за одну фигурку на прищепке — не редкость.