Многие белорусы, узнав о залоге, быстро смекнули, что делать.
Как только в интернете появилась невеселая новость о том, что Беларусь атаковали новые машины из РФ, числящиеся в залоге у российских банков, белорусы массово стали «пробивать» vin-номера, и проверка через реестр Федеральной нотариальной палаты России выявила у некоторых их них подвох. Сколько таких обманутых белорусов, которые знать не знали на момент совершения сделки о том, что машина находится в залоге у банка, — никто пока не называет.
Но если одни белорусы переживают и ждут, другие, узнав о залоге, быстро смекнули и решили недорого перепродать автомобиль. Однако есть и те, кто находится в растерянности, не зная, как поступить, обнаружив темное прошлое купленной машины и едва сдерживаясь от желания распродать ее на запчасти или по-быстрому сбыть в следующие руки, дабы не остаться ни с чем. В редакцию av.by написали несколько человек, но только двое из них решились рассказать о своей покупке публично, размышляя, чем это все рискует закончиться, и задаваясь вопросом, что теперь делать. В числе белорусов, которые случайно узнали о залоге после покупки автомобиля, оказались Александр и Денис.
Первый из них, Александр из Полоцка, в ноябре этого года приобрел у частного лица автомобиль Kia Sportage 2017 года. «Во-первых, белорусский дилер принимал оплату только в белорусских рублях, плюс ко всему возникли дополнительные платежи за коврики и прочее, и по факту денег на покупку нового Sportage в хорошей комплектации нам не хватало. В итоге посмотрел объявления в интернете, один из новых кроссоверов продавали за $23.500. И разница со стоимостью у дилера составляла примерно 3 тыс. у.е. Я знал, что машина из России, но поскольку не особо сведущ в этих вопросах, решил прибегнуть к услугам автоподборщика, чтобы проверить ЛКП и убедиться в юридической «чистоте» автомобиля. После того, как специалист услышал, что машина с белорусской регистрацией, то заверил меня, что все проверки в ГАИ пройдены, а значит, опасаться нечего. Более того, продавец выслал европейский vin, который я лично проверил в базе ГИБДД», — вспоминает житель Полоцка.
О том, что на некоторых автомобилях российской сборки предусмотрено два идентификационных номера (РФ и европейский), на тот момент Александр и не знал. Сегодня он сознается, что вроде предпринял какие-то меры, но не на 100%. Его не смутила «легенда» продавца о том, что машина покупалась для родителей, но в связи с болезнью отца ее отдавали дешевле рынка.
С регистрацией проблем не возникло, Sportage спокойно поставили на учет. «Спустя пару дней позвонил автоподборщик и сообщил, что еще раз проверил машину и она оказалось в залоге ПАО "Совкомбанк". Пробовал связываться с продавцом, в ответ тот удивился и сразу сказал, что деньги возвращать не будет. Конечно, сказать, что это факт мошенничества однозначно нельзя, но неприятный осадок остался», — говорит он.
Теперь, если проверить автомобиль в федеральном реестре, вбив тот самый российский vin, сразу становится понятно, почему новая машина так дешево стоила. Тем не менее Александр считает, что купил ее по закону и не обязан был проверять. И если дело дойдет до изъятия, то, как добросовестный покупатель, мужчина намерен оспаривать право собственности на этот автомобиль. В данный момент владелец Kia прошел техосмотр, заплатил дорожный сбор и пока ездит по Полоцку.
Еще одно белорусу Денису не свезло втройне. Поскольку минчанин работает в сфере проката автомобилей, то время от времени обновляет свой автопарк. Как только в интернете появилась информация о залоговых автомобилях на рынке Беларуси, он с волнением стал «пробивать» десятки своих машин по базе залогов Федеральной нотариальной палаты РФ. К несчастью, три из них, что из России, числились в том самом реестре. Первая — Toyota Corolla 2013 года была куплена новой у частного лица в Минске и все это время работает в прокатном бизнесе.
А теперь, спустя четыре года, выясняется, что Corolla выступает предметом залога в ОАО «Сбербанк России». «Продавца сейчас я и не вспомню. Да и какой в этом смысл?» — говорит Денис.
Вторая — Toyota RAV4 2016 года. Тоже из России и куплена фактически новой, с пробегом 800 км, только уже в минском автохаусе на белорусских транзитных номерах.
Проверка VIN показала, что внедорожник также в залоге, но у другого российского банка — ПАО «БАЛТИНВЕСТБАНК».
К «Тойотам» присоединилась и VW Jetta 2016 года, купленная по объявлению в интернете. Она в списке ПАО «Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики».
Судьба у них схожа в том, что все они из России, покупались здесь, в Беларуси, новыми и числятся в залоге. Две машины — уже год, а Corolla — все четыре. Тем не менее у минчанина нет ни гарантий, ни четких ответов, заберут автомобиль или нет. Причем, если в случае с Александром стоимость Kia была привлекательной, то в истории с Денисом ни о каких рекордно низких ценах речь тогда не шла, и проверять машину по базам никто не думал. «Меня интересует, почему МРЭО не хочет никаким образом реагировать, а мы должны становиться заложниками ситуации? Почему меня должно волновать, что машина в залоге у какого-то российского банка, если она приехала в Беларусь, была поставлена и снята с учета, а я добропорядочный покупатель. Как нам быть, если завтра машину объявят в розыск? Вот сейчас RAV4 гоним в аэропорт, приезжают люди с Владивостока, чтобы ехать на ней в Париж. Каждый день проверяем базы», — сокрушается бизнесмен.
Вообще у Дениса, как и других автовладельцев, которые оказались в эпицентре событий с банками РФ и залогом, сплошные вопросы. Хотя самый главный всего один: что делать? У многих тех, кто попал в похожую ситуацию, но не захотел рассказывать об этом во всеуслышание, возникают грешные мысли о перепродаже. Побаиваются они и волны изъятий машин у белорусов, которая рано или поздно может случиться. «Почему я должен страдать, если банк дал бомжу кредит, нагрелся на этом, а я должен его отдавать. Возможно, отдам авто перекупу на запчасти, такой финал истории возможен», — в сердцах говорит один из пострадавших.
Но в милиции предостерегают, что такая уловка может сработать только на время: конечный покупатель рано или поздно обратится в суд, и дело коснется каждого участника в этой цепочке. В свою очередь адвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья подчеркивает, что в случае если покупатель обнаружил, что его автомобиль является проблемным, то избавляться от авто подобным способом не стоит, так как разница между незадачливым покупателем и мошенником станет неочевидной.
«Продажа автотранспорта, обремененного залогом, возможна только с согласия залогодержателя (т.е. банка) с соответствующим переоформлением договора залога на нового владельца. Естественно, что банк этого делать не будет, тем более, если учесть участие иностранного гражданина. Иные способы реализации такого автотранспорта являются мошенничеством (ст. 209 УК РБ)», — говорит юрист.
Учитывая, что объявления о продаже залоговых машин встречаются и на нашем сайте, команда поддержки пользователей av.by просит не оставаться равнодушными. «В случае, если вами было обнаружено объявление, в котором размещенный автомобиль находится в залоге, воспользуйтесь системой жалоб и сообщите нам об этом. В комментарии к жалобе постарайтесь максимально подробно предоставить доказательства, которыми вы располагаете», — просит специалист по сопровождению программного обеспечения av.by Денис.
О том, заберут автомобиль или нет, мы подробно говорили в одном из прошлых материалов. В частности, начальник отдела «Т» (организация раскрытия преступлений в сфере автобизнеса) ГУУР КМ МВД РБ подполковник милиции Самило Александр отмечал, что банк, минуя органы внутренних дел, может сразу обратиться в суд с требованием об истребовании чужого имущества в гражданском порядке, и если суд примет решение в пользу банка, то белорус останется без автомобиля и будет вынужден предъявлять свои претензии к тому, у кого его купил.
«Целесообразно при заключении договора сходить к нотариусу, который зафиксирует, что авто не в залоге, и выдаст справку даже с указанием конкретного времени. Тогда можно говорить, что покупатель принял все меры, чтобы обезопасить себя, и автомобиль не заберут», — говорил Самило Александр, когда напоминал о минимальных мерах безопасности.
Чтобы поставить залоговое авто на учет, никаких препятствий не существует. В то же время нельзя поставить и снять с учета автомобиль, находящийся в розыске, — МРО обязательно проверяет этот аспект. Но как б/у автомобили из России были так быстро сняты с учета, если по ним отправляется запрос? С этим и другими вопросами мы обратились к старшему инспектору по розыску УГАИ Минска Дмитрию Ткачеву, однако что-либо комментировать он отказался, ссылаясь на то, что нужно получить согласие начальника отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома. Увы, дозвониться до него у нас не получилось. Если появится какая-то информация, мы ее обязательно опубликуем.
Пока еще ни один из залоговых автомобилей не был изъят в пользу банков-залогодержателей из России в соответствии с решениями их судов, но это не значит, что в будущем этого не случится. Адвокат Улахович Илья подчеркивает, что разграничить уголовно-правовые и гражданско-правовые отношения очень трудно ввиду непроработанности и неоднозначности формулировок действующего законодательства.
— Мошенники умело прикрываются гражданско-правовыми сделками, а тысячи обманутых граждан ничего с этим поделать не могут, получается, что вред причиняется не только таким гражданам, но и государству в целом (недоверие в хозяйственном обороте снижает его интенсивность). Одно структурное подразделение органов уголовного преследования возбуждает уголовное дело, а другое отказывает в этом, поэтому профессионализм работников конкретных подразделений сегодня является той гранью между уголовно-правовым и гражданско-правовым обманом.
Давать оценку гражданско-правовым перспективам подобных дел я не буду, поскольку каждое конкретное дело требует индивидуального подхода, на данном этапе не известно, есть ли оговорка в договоре о применимом праве, о суде, который будет рассматривать то или иное дело, возбуждено ли в РФ уголовное или гражданское дело, и еще десяток важных условий, установление которых является принципиальным для правильного рассмотрения дела. При регулировании данной области правоотношений следует исходить из приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, — подчеркнул юрист.
«При предъявлении претензий владельцам таких автомобилей компетентными органами производится арест с последующим изъятием автомобиля. Жертвы обмана, т.е. покупатели, смогут предъявить материальные претензии продавцу (если его, конечно, найдут). Если номинальным продавцом окажется какое-нибудь лицо без определенного места жительства, то покупателю, попавшему в такую ситуацию, скорее всего не удастся вернуть свои деньги. Рекомендую, как минимум, проверять паспорт продавца и сличать данные этого паспорта с данными в счет-справке, договоре», — напоминает о минимальных мерах безопасной сделки Улахович Илья.
Напомним, многое зависит от того, как далеко решит пойти банк. Обратились мы за комментарием и в ПАО «Совкомбанк», у которого в залоге находится часть кредитных машин. Будет ли банк инициировать вопрос об изъятии этих автомобилей? Имеются ли реальные прецеденты изъятия залоговых авто у белорусов? Как поступить гражданину РБ, если он обнаружил свой авто в списке залоговых ТС на сайте?
Официальный представитель банка отметил, что они пока не сформировали публичной позиции по данным вопросам, но в будущем она определенно будет.
— Мы просим граждан Беларуси либо воздержаться от покупки авто с рук, либо приобретать автомобили у официальных дилеров и в лицензированных автосалонах. Проверка наличия автомобиля в залоге у банка через сайт нотариальной палаты России не даёт 100% гарантии отсутствия обременения на автомобиль, так как существует определённая задержка во времени между датой оформления автомобиля в залог и датой публикации информации о наличии обременения в публичной базе нотариата», — прокомментировал представитель ПАО «Совкомбанк».