Кризис в строительной отрасли Беларуси еще не миновал.
Об этом в интервью газете «Белорусы и рынок» рассказал директор ООО «Межотраслевой научно-внедренческий центр энергосбережения «Энерготехно» Игорь Лысоиванов и председатель совета учредителей Виктор Букато.
— Год назад мы разговаривали с вами при не самых благоприятных обстоятельствах: строительство показывало рекордные темпы падения, сокращались инвестиции в основной капитал. Как обстояли дела в 2017-м? С каким настроением вы подходите к его завершению?
Игорь Лысоиванов: Если смотреть только на статистику, то и сейчас она дает повод скорее для негативных оценок. По итогам 11 месяцев ввод жилья в эксплуатацию снизился на 13 %, а с господдержкой — на 44 %. Инвестиции в основной капитал подросли на 3,6 %, но объем строительно-монтажных работ все равно уменьшился на 3 %. Однако по ощущениям дно все-таки пройдено. Думаю, можно надеяться на небольшой рост.
Один из признаков роста — отказ многих участников рынка от ценовых войн. Проектные организации осознали, что демпинг — не единственно возможный способ выживания. В прошлом году в борьбе за подряды компании часто опускали свои ценовые предложения до уровня явно ниже себестоимости — лишь бы загрузить работой сотрудников. Сейчас, наверное, осознали, что такие цены не позволяют развиваться и не гарантируют сохранности коллектива. Руководители уже понимают, что подобная тактика не ведет ни к чему, кроме разорения.
В целом ценовая ситуация стабилизировалась: ниже падать просто некуда. Не могу сказать, что работы на рынке стало больше. Объемы примерно такие же, как и в прошлом году. Возможно, появилась большая уверенность в том, что так или иначе заказы будут, а их объемы вряд ли уменьшатся.
Кроме того, работает постановление Совмина от 31.01.2014 № 88, которое ограничивает отклонение от стартовой цены на подрядных торгах. Оно составляет максимум –15 % от стартовой цены.
За год с рынка ушло немало игроков. Это касается и строительных, и проектных организаций. Кто-то не прошел аттестацию, кто-то ушел по экономическим причинам. Думаю, потери исчисляются двузначными цифрами.
Строительный рынок в нашей стране упал довольно резко. Отрасль не в состоянии так же быстро перестроиться. Все это время шла балансировка рынка: компании закрывались, меняли сферу деятельности, кадры перетекали в другие отрасли. Этот процесс еще продолжается. Думаю, он займет год-полтора. Останутся крепкие компании с хорошими компетенциями, а объемы спроса будут примерно соответствовать и количеству игроков рынка, и их возможностям.
— Какие из выполненных проектов стали для вас наиболее знаковыми в 2017 году?
И. Л.: Сейчас в Калинковичах ЗАО «Белзарубежстрой» завершает строительство ТЭЦ мощностью 55 МВт. Мы выступали главным партнером этой компании по проектированию данного объекта, отвечали в основном за технологические решения. В ТЭЦ применены все современные технологии: и паровая турбина, и котлы на твердом топливе с механизированной подачей, и газовые котлы. Это технологически сложный проект довольно большой мощности. Можно сказать, знаковый проект для страны. Он известен в отрасли. В ближайшие месяцы ТЭЦ введут в эксплуатацию.
— Осенью был подписан декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Он предусматривает значительные послабления как для бизнеса в целом, так и для отдельных отраслей. Как вы оцениваете документ? Как он повлияет на ваш бизнес?
И. Л.: Безусловно, декрет содержит немало прогрессивных положений, которые можно только приветствовать. Его эффект будет зависеть от правоприменительной практики и от того, как возьмут документ на вооружение сами предприниматели. Пока говорить об этом рано, но не думаю, что декрет принципиально облегчит нашу работу.
Главное, чтобы он не воспринимался как финальный шаг на пути либерализации условий хозяйствования. У нас еще много административных процедур, в том числе в строительной сфере. Некоторые из них не вполне согласуются друг с другом. Например, госэкспертиза требует от нас определенных документов — такие требования прописаны в различных нормативных правовых актах. А на местах, в сельсовете или исполкоме, такие документы уже не делают, потому что они не являются обязательными либо решения оформляются иным образом. Мы и наши коллеги находим компромисс, что требует дополнительной работы и временных затрат.
Виктор Букато: Во время тендеров увеличился объем требований к предоставляемой документации. Раньше наше предложение помещалось на нескольких страницах. Теперь это десятки и сотни листов: три копии свидетельства о регистрации, три копии того документа, три — этого и т. п. Все это — время и деньги, пусть и небольшие. Тем не менее подготовка данных бумаг — фактически непродуктивная работа, особенно в условиях, когда есть электронные реестры и потенциальный заказчик может самостоятельно проверить наши свидетельства и другие разрешающие документы.
— Вы занимаетесь проектированием котельных и ТЭЦ. Все ближе запуск БелАЭС. В этом году было поручено установить в котельных 800 электрокотлов. Насколько трудна эта задача?
И. Л.: Она не является сверхсложной. Проектирование под газовые котлы даже труднее: есть газовая горелка, определенные нормы безопасности и т. п. Установка электрокотлов имеет свою специфику, но не является сверхсложной задачей.
В. Б.: Тем более что для нашей страны это не новое дело. Электрокотлы устанавливали на объектах в Беларуси еще во времена Советского Союза. Правда, в последние 10—15 лет этим никто не занимался, поскольку у страны были другие приоритеты. В целом сложных работ или неподъемных затрат такая модернизация не требует.
— Вы уже включились в работу по установке электрокотлов?
И. Л.: Мы могли бы принять участие в этой работе, однако в данном случае подрядчик выставил обязательное требование — опыт проектирования котельных с электрокотлами и реализованные проекты. Поскольку в последние 10—15 лет такие работы в стране не выполнялись, документы, подтверждающие наличие подобного опыта, могут предоставить только два государственных проектных института. Как итог, правительство поставило такую задачу и само решило ее силами госпредприятий.
— В конце года принято не только подводить итоги, но и заглядывать в будущее. Каким вы видите 2018 год для своего бизнеса, для отрасли, в которой работаете? Какой прогноз можете дать?
И. Л.: Надеемся, что следующий год будет более удачным и рынок хоть немного вырастет. Рассчитывать на значительный рост не приходится. Думаю, объемы строительства в нашей стране останутся примерно на нынешнем уровне.
Бурного развития промышленности также ждать не приходится: строить десятки заводов не начнут. Объемы жилищного строительства не будут прежними. Государство ясно дало понять: у него нет лишних ресурсов. В эксплуатацию вводится около 3 млн кв. м жилья в год, а раньше мы замахивались на 10 млн кв. м. Поэтому объемы принципиально не увеличатся.
— Вы не допускаете, что государство вновь пойдет по пути увеличения инвестиций в основной капитал?
И. Л.: Даже если и пойдет, рост инвестиций не будет таким, как в конце прошлого десятилетия. Экономика не позволяет. Максимум, который можем получить в перспективе, — 5 млн кв. м жилья. Этот объем строительные и проектные организации «переварят» без проблем. Сегодня, наверное, почти все участники рынка готовы в полтора-два раза увеличить свои объемы. Пока есть кадры и прежде всего квалифицированные специалисты. Возможно, некоторые из них на время ушли в другие отрасли, однако при необходимости их можно вернуть, в том числе зарплатами. А вот через десять лет кадрового потенциала может и не хватить.
— Каким видится будущий год для вашей компании?
И. Л.: Не хочется заглядывать далеко вперед. Будем надеяться, что сможем сохранить динамику. В 2017 году мы решили уделять больше внимания другим направлениям нашего бизнеса. Если раньше 90 % работ приходилось на проектирование ТЭЦ, котельных, инженерных сетей — всего, что связано с энергетикой и промышленным сектором, то сейчас, чтобы поддержать объемы, мы стали обращать внимание и на «гражданское» строительство. В частности, занимаемся разработкой проектно-сметной документации в рамках крупной программы Всемирного банка «Модернизация системы образования Республики Беларусь» по капитальному ремонту школ.
Наши основные компетенции остаются прежними, тем не менее и в 2018 году мы продолжим диверсифицировать свою деятельность: будем уделять внимание не только объектам энергетики, но и гражданским и промышленным. Качественно выполним все проектные работы. За нами 25-летний опыт и самые сложные объекты, а также высокопрофессиональный коллектив, который удалось сохранить в эти годы.