«Кроме этого, фактором падения доллара стало и изменение политики Китая, который под давлением властей США сократил покупки американской валюты, переместив свой интерес в направлении евро и иены», — добавляет Сусин.
Также негатива доллару добавляли действия ЕЦБ, который активно изымал ликвидность, сокращая сроки и объемы кредитования банков. Причем ФРС на этом фоне проводила более мягкую монетарную политику и поддерживала баланс на устойчивом уровне.
Все это и спровоцировало в итоге резкую коррекцию, говорят эксперты. «Поводом для нее послужила фиксация прибыли по евро и неосновным валютам (австралийскому и канадскому долларам)», — говорит финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. По его словам, в ближайшее время можно ожидать дальнейшего, причем еще более сильного роста доллара.
«В ближайшие полгода рост составит 10-13% — за счет замедления роста мировой экономики по сравнению с первым полугодием: США очевидно замедляются, равно как и Европа. Китай также намерен охладить собственную экономику», — говорит Купцикевич.
Финансист Уоррен Баффетт также обещает евро серьезные испытания, пишет БФМ.ру. «Это испытание, и я бы сказал, что оно еще не пройдено, — заявил он на конференции в Тель-Авиве. — Я бы скорее предпочел наблюдать за этим издалека, чем вблизи».
За три месяца по сентябрь включительно курс евро рос благодаря мерам Евросоюза по преодолению бюджетного кризиса за счет создания фонда на 750 млрд евро на случай экстренной необходимости. По мнению Баффетта, финансовая помощь может не решить проблем, которые связаны с различиями и противоречиями внутри блока, объединяющего европейских 16 стран.
«Это действительно грандиозная проблема, когда нужно добиться того, чтобы большая группа стран с разной культурой, с разным отношением к бюджетной политике использовала единую валюту. Думаю, будет интересно за этим понаблюдать», — передает слова Баффетта Bloomberg.
Еще в мае на ежегодном собрании акционеров Berkshire Hathaway Баффетт предупредил об угрозах «общих валют». Баффетт сказал, что, когда страны отказываются от возможности независимого регулирования посредством собственной монетарной политики, они сталкиваются с высоким риском дефолта. Монетарную политику в зоне евро проводит Европейский ЦБ.
Британская The Financial Times опубликовала серию материалов о перспективах спасения евро. Обозреватели и эксперты уверены, что Европе следует отстраниться от панических идей по поводу якобы грозящего евро краха. Распад еврозоны никогда не представлял серьезного риска, политики и руководители центробанков считают подобные спекуляции надуманными.
Ни одна из стран не может быть вытеснена из блока против воли, и ни одна из стран не откажется от единой валюты — по той простой причине, что экономический шок в случае выхода из блока и негативные политические последствия будут перевешивать любые возможные преимущества самостоятельности вне валютного союза.
Действовать нужно как в рамках ЕС, так и на национальном уровне. Если Европе не удастся ускорить рост экономики, деградация станет вполне вероятной перспективой. Рост реального ВВП региона в среднем с 1981 по 1993 год составлял на 2,25%, затем с 1993 по 2003 год темп снизился до 2%, а теперь составляет всего 1%.
Неудивительно, что руководители бизнеса настаивают на большей открытости рынков, активизации предпринимательской деятельности, совершенствовании образовательных систем и перестройки госсектора. Положение ЕС не стабилизировалось, оно остается шатким. «Мы, конечно, не прошли критическую точку невозврата. Разумеется, ЕС не исчезнет, но спад возможен», — резюмирует один из обозревателей The Financial Times.