Истории белорусов, которые боролись с несправедливостью и победили.
У героини репортажа на телеканале «Белсат» Натальи Михно, которая живет в агрогородке Деречин Зельвенского района, детей забрали шесть лет назад.
«Официальным поводом стало пьянство, – говорит женщина. – Но я каждый день хожу на работу, пьяной меня бы туда не пустили. Опека приходила ко мне, когда сама я была на работе, что-то искали в доме. А потом меня вызвали на комиссию, сказали, что заберут детей. Пока я доехала домой, детей уже забрали – во время моего отсутствия».
Наталья зарабатывает в колхозе до Br 400 в месяц, но на руки получает только 30-40 – остальное уходит на алименты государству. Женщине не за что купить дрова на зиму, а электричество ей обрезали из-за задолженности в оплате.
«Я поддерживаю связь с детьми, звоню им, стараюсь навещать, – говорит Наталья. – Я бы очень хотела вернуть их, но для этого нужно подключить электричество, иметь дрова, продукты в холодильнике – а как я могу это все сделать без денег? Каждый день хожу на работу, плачу налоги, а живу, как бездомная».
Боролись и победили
Семья Костиковых в этой же деревне два месяца подряд баррикадировалась в доме от опеки, которая пыталась забрать у них четырех детей. Семье приписали злоупотребление спиртным, а также упрекали в том, что мать отказались досрочно выйти на работу из декретного отпуска.
«По образованию я продавщица, но некоторое время работала в колхозе дояркой, – говорит Елена Костикова. – Когда младшей дочери шел третий год, меня начали спрашивать, почему я не отдаю ее в садик, а сама не выхожу на работу. Но я имела право еще год быть в декретном, почему я должна выходить? Однажды мы с моей матерью возвращались с дня рождения бабушки – и вдруг к нам подъехала милицейская машина. Нас забрали в отделение, предложили дышать в трубку. Я сразу сказала, что выпила бокал вина на дне рождения – разумеется, прибор покажет алкоголь. Но мы вполне адекватные и ничего не нарушали! Кажется, мы поняли друг друга, нас быстро отпустили – мол, претензий к вам нет. А потом меня вызвали в исполком на комиссию».
По решению комиссии у Костиковых должны были на полгода забрать детей. За ними приехали на следующее утро – в пять часов. Елена не пустила службу опеки в дом и тем же утром обратилась за помощью к слонимским активистам и профсоюзу РЭП.
С их помощью Костиковы через суд смогли отвоевать детей. Сейчас семью даже сняли с учета, и они больше не в «социально опасном положении».