Выборы в России
По мнению старшего аналитика Белорусского института стратегических исследований (BISS) Дениса Мельянцова, выборы президента России, которые состоятся 18 марта 2018 года, станут одним из важнейших политических событий и для Беларуси. В интервью Thinktanks.by Денис Мельянцов отмечает, что традиционно перед своими выборами Москва смягчает отношение к союзнику, дружественность становится даже демонстративной. «Но после дня выборов Москва снова вспоминает о проблемных вопросах, экономических конфликтах и так далее. Что может вспомниться на этот раз? Например, вопрос о транзите продуктов нефтепереработки через российские порты, а также о российской военной базе в Беларуси», - сказал аналитик BISS.
Евросоюз
«В отношениях Минска и Брюсселя осталось много незакрытых вопросов, главные из них будут обсуждаться в 2018-м. Например, многострадальное соглашение об упрощении визового режима. Кроме того, сам Минск все чаще говорит о необходимости базового договора о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом, в котором должен быть описан весь комплекс нашего взаимодействия. В 2018 году белорусские власти будут, думаю, настойчивыми в этом вопросе», - полагает Денис Мельянцов.
У руководителя Центра политического анализа и прогноза (Варшава) Павла Усова «нет никаких иллюзий относительно углубления политических и экономических отношений между Минском и Евросоюзом». «Эти отношения достигли своего пика в момент отмены санкций против белорусской власти — дальнейшего пространства для маневров и втягивания белорусского режима в сферу влияния Запада нет. И сам Лукашенко на это не готов и не может пойти, и зависимость Беларуси от России уже слишком велика», - сказал Павел Усов.
«Хельсинки-2»
Запуск процесса, который должен привести к снижению напряженности во всем регионе — «это инициатива чрезвычайно амбициозная, отсюда и скепсис по ее поводу как в самой Беларуси, так и в России и на Западе», отмечает Денис Мельянцов. Но, по его мнению, «об этой инициативе мы еще услышим, она может стать приоритетом белорусской внешней политики». Как считает эксперт, попытка продвигать инициативу будет демонстрировать статус Минска «над схваткой», с другой стороны, показывать способность Минска влиять на политику в регионе.
«С картой «Хельсинки-2» Беларусь будет играть до последнего — пока она совсем не обветшает или не порвется, - считает Павел Усов. - Инициатива оттягивает внимание Европы в абстрактные дали, белорусские чиновники все время твердят, что не надо нам указывать на маленькие локальные проблемы вроде нарушения прав человека в Беларуси, давайте думать глобально о проблемах континента. При том, что у Беларуси нет никаких средств, никаких рычагов влияния для решения этих глобальных проблем. Только суета и шум вокруг этой инициативы. Впрочем, вполне понятно почему: события в Украине — ресурс, который стал топливом для белорусско-европейской разморозки, улучшения имиджа Минска, уже исчерпан и не дает былого КПД. Нужен новый фиговый листок».
Павел Усов также напоминает, что «вообще «Хельсинки-2» — это идея не Минска, с этим проектом выходил еще в бытность президентом РФ Дмитрий Медведев в 2008 году, но потом случилась российско-грузинская война». «Вообще, я думаю, что говоря о необходимости каких-то реформ в системе европейской безопасности Минск также пытается решить некие внешнеполитические задачи, поставленные ему Кремлем. Москву, понятно, сейчас никто в ОБСЕ слушать не будет, а игра на дискредитацию нынешних механизмов удержания безопасности в регионе — это явно и в пользу Москвы. Все предложения реформ состоят, по сути, в том, чтобы основной, фундаментальный принцип демократии и прав человека, на котором основывается ОБСЕ, поставить на последнее место, сделать его непринципиальным, изменить саму суть структуры. Если такое получится, то авторитарные страны Беларусь и Россия могут спокойно себя чувствовать и сосуществовать среди европейских стран без всякого раздражающего их давления со стороны ОБСЕ», - считает Павел Усов.
Без экономических взлетов, но в долговой кабале
Как ожидает Павел Усов, в 2018 году власти будут «продолжать облагать белорусов дополнительными финансовыми поборами, чтобы латать дыры в бюджете — денег у государства нет, и в ближайшее время даже так называемые революционные законы про ПВТ и деловую инициативу никоим образом не повлияют на макроэкономическую ситуацию в стране, она будет только ухудшаться». «Уровень жизни белорусов будет, естественно, также ухудшаться, ведь мы видим, что все эти обещания «по пятьсот» повторяются каждый месяц, но не выполняются, - отметил Павел Усов. — Кроме того, нас ждет выплата до 5 миллиардов долларов кредитов — это почти половина белорусского бюджета. Частично эти деньги будут отдаваться благодаря дополнительному российскому кредиту в почти миллиард долларов. Таким образом Беларусь все глубже падает в долговую яму, ведь экономика фактически не работает, да она и не может заработать без структурных реформ, без реальной масштабной либерализации. В экономическом плане 2018 год будет, несомненно, чрезвычайно тяжелым».
По мнению аналитика, власти придется просить дополнительных кредитов, а «единственной страной, которая может дать кредиты Минску хоть сегодня, остается Россия». Беларуси же придется «чем-то расплачиваться»: «И мы уже в конце года увидели (пока что не подтвержденную какими-то договорами) информацию о том, что Россия будет модернизировать в Беларуси военные базы советского времени и размещать там свою технику. И вместо одной базы, за которую спорили Минск и Москва, может появиться несколько таких точек, подчиненных Москве. Накануне и во время учений «Запад-2017» много говорилось об угрозе оккупации, но этого не произошло, теперь же мы стоим перед угрозой ползучей оккупации — без громких заявлений и соглашений, без громких действий и т. д. Так Беларусь кусками своего суверенитета будет рассчитываться за свою сознательную экономическую незрелость. Не сомневаюсь в этом, к сожалению».