Представители белорусской демократической общественности провели в Минске 29 октября, в День памяти жертв сталинизма, очередную акцию.
Акция проводится четвертый год подряд. 73 года назад, в ночь с 29 на 30 октября 1937 года, в Минске были расстреляны более 100 известных деятелей белорусской интеллигенции, места захоронения которых до сих пор точно не известны.
Акция, инициированная оргкомитетом по созданию движения солидарности «Разам!» и членами международного культурно-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал», проводилась по маршруту: Кальварийское кладбище — Тивали — Лошица — Благовщина — Военное кладбище — парк Челюскинцев — Куропаты. В акции под бело-красно-белым флагом участвовали более 20 человек, в том числе представители демократической общественности и бывшие узники ГУЛАГа.
Председатель Рады белорусской интеллигенции Владимир Колас назвал репрессии 1930-х годов «аморальным и ужасным геноцидом против белорусского и других народов, которым выпало несчастье войти в Советский Союз». По его словам, поскольку в Беларуси на официальном уровне не дана надлежащая оценка массовым репрессиям, а факты преступлений утаиваются, существует угроза повторения трагедии. «У меня от репрессий погиб прадед, и поныне неизвестно место его захоронения, а отец в возрасте одного года был выслан с молодыми папой и мамой за то, что эта крестьянская семья умела хорошо работать и честным трудом зарабатывала на кусок хлеба», — сказал Колас. Он считает, что нельзя допустить «романтизации палачей и преступников из ОГПУ-ЧК-НКВД-НКГБ-КГБ», а также существования государственной идеологии, основанной на насилии и пропаганде лжи.
По словам кинодраматурга Владимира Халипа, о геноциде белорусов в 1930-е годы свидетельствует то, что сознательно составлялись списки наиболее известных представителей белорусской интеллигенции, которых потом сознательно уничтожали. «Когда-то поэт Сергей Граховский, переживший ГУЛАГ, рассказывал мне, как на допросе следователь, привезенный на кровавые гастроли в Беларусь, предложил выпустить арестованного за названные им пять имен умных белорусов. Палачи стремились уничтожить умных, чтобы остались только темные в порабощенном крае», — сказал Халип.