Знаменитый советский гроссмейстер рассказал, как компьютеризация изменила шахматы.
Знаменитый советский гроссмейстер Александр Белявский в беседе с «Прессболом» посетовал, что компьютеризация убивает общественный интерес к шахматам.
- Компьютеризация изменила шахматы?
- Она убивает общественный интерес к игре. Ушла аура чуда! Прежде чемпионы мира являлись неким абсолютом. Еще десять лет назад Каспаров огорчался проигрышем матча компьютерной программе. Теперь поводов для расстройства нет: компьютер обыгрывает любого чемпиона! При разборе партий он безапелляционно указывает на ошибки гроссмейстеров: в какой стадии партии они сделаны, на каком ходу.
Таль озадачивал соперников алогичной игрой, все ломали головы над тем, как опровергнуть его идеи. Теперь машина демонстрирует: так играть нельзя, это ведет к поражению. Исчезла магия волшебства и привлекательности! По этой причине поблекли и матчи на первенство мира, которые прежде вызывали огромный интерес в мире: Ботвинник — Таль, Спасский — Фишер, Карпов — Каспаров.
Миллиардер Уоррен Баффет на ежегодную презентацию своей компании обычно приглашал гроссмейстера, который давал сеанс игры вслепую на 12 досках. Чтобы продемонстрировать неограниченные возможности человеческого мышления. В этом году шахматиста не позвали: прерогатива чуда теперь принадлежит компьютеру. Сейчас чемпион мира не абсолютная величина, а всего лишь лучший из играющих. Как в легкой атлетике, где чемпион в спринте — самый быстрый из людей, но его скорость заведомо уступает скорости автомобиля.
- Все равно лучшие притягательны. Магнус Карлсен — знаковая фигура?
- С моей точки зрения, нет. У него такое же преимущество, как у Карпова: на четвертом часу игры он ошибается значительно реже коллег. Думаю, это нечто генетическое.